28.02.2008 | 12:45

115 лет со дня рождения Всеволода Пудовкина

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося режиссера Всеволода Пудовкина . Он создал первый в истории кино образ большевика, снял первый научно-популярный фильм. Его считают одним из первых теоретиков и критиков советского кино. Художественные работы Пудовкина признаны классикой мирового кинематографа. Рассказывают "Новости культуры".

Осенью 1920 года Владимир Гардин начал снимать полнометражную агитационную ленту "Серп и молот", которая впоследствии была названа "В трудные дни". Главную роль – батрака, ставшего красноармейцем, – поручили Всеволоду Пудовкину. Это была его первая роль в кино. Готовясь к съемкам, Пудовкин даже отрастил усы. Правда, потом он признавался, что от этой работы, у него осталось ощущение "актерского наигрыша" – слишком героические позы и грозный вид. В этой картине он был не только актером, но и администратором, завхозом, ассистентом режиссера и оператора. Некоторое время спустя этот опыт пригодился ему, когда он стал учеником кинолаборатории Льва Кулешова. "Недаром было такое название – "кинолаборатория", потому что они именно изучали кинематограф, можно сказать, препарировали кинематограф, а потом все это складывали в единое целое, но при этом насыщали своим талантом", – поясняет киновед Катерина Хохлова.

Тогда Пудовкин выполнял любые задания: писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, ставил отдельные сцены и монтировал фильмы. Свою первую самостоятельную картину он снял в 1926 году. "Механика головного мозга" считается одним из первых научно-популярных фильмов. В этой работе он выступил не только как режиссер, но и как ученый. Еще до Гражданской войны он учился на отделении естественных наук физико-математического факультета Московского государственного университета. Прежде чем снимать фильм, доктор Пудовкин углубился в изучение трудов академика Павлова и его лаборатории. В процессе съемок он даже предложил новый опыт по выработке условного рефлекса на основе сокращения зрачка человека. Университетская профессура была в восторге. "Его интересовало все, что связано с рефлексами. Это связано и с актерской игрой. Они изучали биомеханику, изучали теорию движения актера в мастерской Кулешова", – продолжает Катерина Хохлова.

Пудовкин был одним из первых теоретиков киноискусства. Он писал о монтаже, о работе с типажом и актером по системе Станиславского. Его работы о режиссуре, о проблеме звука, о реализме и натурализме в кино и сейчас остаются актуальным источником знаний для студентов. Ему всегда удавалось совмещать активную творческую практику и глубокий культурологический анализ кинопроцесса.

К 115-летию со дня рождения Всеволода Пудовкина в эфире телеканала "Культура" будет показан художественный фильм "Адмирал Нахимов". Смотрите завтра, 29 февраля, в 11:00.