28.02.2008 | 17:36

Михаил Никешичев о Виолончельном фестивале памяти Ростроповича

О Первом виолончельном фестивале памяти Мстислава Ростроповича в студии "Новостей культуры" рассказывает профессор Московской консерватории Михаил Никешичев.

- Долгое время виолончель не считалась солирующим инструментом. Скажите, чем или, может быть, кем вызвано ее выдвижение на первый план?
- Действительно, как-то так получилось, что за всю историю виолончель оставалась в тени. Как много лет назад сказал Кшиштоф Пендерецкий: "Весь XIX век виолончель оставалась салонным инструментом, а до этого вообще исполняла функцию баса-континуо". Надо было явиться такой яркой личности, какой был Мстислав Леопольдович Ростропович, чтобы этот инструмент не только вышел на первый план и стал для многих ассоциироваться с символом музыки вообще, но и для того, чтобы роль музыканта в мире была во многом переосмыслена. Когда задумываешься, сколько фестивалей организовал Мстислав Ростропович, мемориальных фестивалей – в Испании – памяти Пабло Казальса, или же во Франции – виолончельный фестиваль в городе Бове, мне очень радостно, что, наконец, виолончельный фестиваль появился и у нас, и это фестиваль мемориальный.

- Михаил, на Ваш взгляд, насколько удачен был этот первый опыт, и есть ли шанс, что фестиваль станет традиционным?
- Уверен, что он традиционным станет – это ответ на вторую часть нашего вопроса. Этот первый опыт, конечно, не исчерпывал всех заданий, которые оставил для нас Мстислав Леопольдович. Только перечислить количество шедевров, которые он вызвал к жизни и которые ему посвящены, – у нас никакого времени не хватит перечислять их. Назову лишь некоторых авторов: Мясковский – Виолончельная соната, Сталинская премия, первый исполнитель – Ростропович. Вслед за этим – Симфония-концерт Прокофьева, его Соната для виолончели; Шостакович, Хачатурян, Борис Чайковский.

- Сегодня – заключительный концерт фестиваля. Расскажите немного о тех произведениях, которые будут исполняться на нем.- Сочинения знаковые. Они посвящены Мстиславу Леопольдовичу. Это, прежде всего, Кончерто-гроссо для трех виолончелей с оркестром Кшиштофа Пендерецкого, затем – юбилейное сочинение Родиона Константиновича Щедрина, написанное к семидесятилетию Мстислава Леопольдовича, "Слава, Слава" и так называемая "Гамлет-баллада" - сочинение 2004 года. Оно было заказано японцами для тысячи виолончелей.

Все материалы о фестивале>>>