29.02.2008 | 12:46

Финальный аккорд Фестиваля имени Ростроповича

Невероятное количество музыкантов, связавших жизнь с виолончелью, собрал в Москве Фестиваль-посвящение Мстиславу Ростроповичу. В истории виолончельного искусства этому человеку отведена отдельная страница. Он не только снискал славу лучшего виолончелиста мира, он закрепил за виолончелью право солирующего инструмента, воспитал и вдохновил несколько поколений музыкантов. На закрытие фестиваля в Москву специально приехали Родион Щедрин и Кшиштоф Пендерецкий, который лично дирижировал исполнением своего Кончерто гроссо. Рассказывают "Новости культуры".

Оркестровая пьеса "Slava! Slava!" была написана к семидесятилетию Мстислава Ростроповича, и в первоначальной редакции она заканчивалась грандиозным crescendo. Однако после смерти великого музыканта Родион Щедрин советует дирижерам играть последние ноты своего произведения на едва слышном pianissimo. Однако, последующая программа напоминала то самое crescendo из первой редакции "Slava! Slava!".

К примеру, московская премьера Кончерто гроссо для трех виолончелей Кшиштофа Пендерецкого под управлением автора. Этот концерт вместе с маэстро исполняли уже около семидесяти лучших виолончелистов планеты. "Суть в том, что есть очень много великолепных виолончелистов, и идея состояла в том, чтобы сочинить произведение, где мне удалось бы работать не с одним, а с несколькими мастерами этого инструмента",– поясняет Пендерецкий.

Как неоднократно отмечали гости фестиваля, во многом благодаря Ростроповичу в мире появилось столько высококлассных виолончелистов, что возникла сама идея этого сочинения. "Множество виолончелистов, которые выступают сейчас на мировых сценах, имеют прекрасное оружие – произведения, написанные для Ростроповича, и, в частности, им инспирированные", – замечает виолончелист Давид Герингас.

Финальный аккорд фестиваля стал действительно мощным. Прозвучал концерт для тысячи виолончелистов Родиона Щедрина, на премьере которого в Японии Мстислав Ростропович стоял за дирижерским пультом. "Набралось в итоге 1066, а вместе со Славой – 1067. В общем, это была, по сути, сборная команда мира", – отмечает Родион Щедрин. Конечно, тысяча человек на сцене Большого зала Московской консерватории не уместилась бы по определению. Но ведь виолончельный фестиваль в России проводится впервые, и если он станет традиционным, не исключено, что отечественным виолончелистам удастся побить рекорд, поставленный в Японии.

Все материалы о фестивале>>>