04.03.2008 | 11:13

Анатолий Кролл – 50 лет в джазе

Дирижер, пианист, композитор, аранжировщик, легенда отечественного джаза – все это об Анатолии Кролле. Впрочем, поклонники и коллеги музыканта предпочитают обходиться без возвышенных определений. "Кролл – и этим все сказано" – так говорит о маэстро Игорь Бутман. Сегодня в Большом зале столичной консерватории открывается фестиваль "Анатолий Кролл – 50 лет в джазе". Он посвящен 65-летию артиста и полувековому юбилею его творческой деятельности. Рассказывают "Новости культуры".

В джазе Анатолий Кролл уже пятьдесят лет. Сейчас его имя есть во всех советских музыкальных энциклопедиях, а ведь в свое время юного вундеркинда исключили из Челябинского музыкального училища за песни Ива Монтана. "Я рано начал заниматься музыкой – с четырех лет, и всегда тянуло в сторону", – признается он. В конце семидесятых на музыкальном конкурсе в Сочи Кролл услышал Ларису Долину. Это стало началом творческого союза композитора и певицы. Специально для нее джазмен создал программу "Антология джазового вокала". Потом были первые пластинки с его джаз-бэндом "Современник" и съемки в фильме "Мы из джаза", музыку к которому написал тоже Анатолий Кролл.

Он писал музыку, делал аранжировки. У Кролла запел даже кинооператор Владимир Шефцик. В джазе и не такое бывает. "Я старался профессионально подходить и ужасно мучился, пока научил его петь", – признается композитор.

Джаз прочно связал Анатолия Кролла и Владимира Кирсанова – короля отечественного стэпа. Он дублировал звезд в фильмах "Зимний вечер в Гаграх" и "Мы из джаза". "Этот жанр – музыка туфель. Когда музыкант такого уровня играет, ноги сами танцуют", – замечает Кирсанов.

Кроллом пугают многих молодых музыкантов: строгий, деспотичный, въедливый. Когда Кролл согласился сыграть с оркестром Игоря Бутмана, у того был стресс. Финал истории оказался комическим. "Самое смешное, когда дирижировал, не заиграл трубач. Кролл поднял руку, посмотрел – вроде все сделал правильно", – рассказывает Игорь Бутман.

Музыкальная кухня Кролла проста: каждое блюдо – даже самое сложное – готовится на глазах у зрителя. "Джинсовый" джаз для клуба, "фрачный" – для концертного зала. Для вечернего концерта в Большом зале консерватории Кролл приготовил бабочку и фрак.