04.03.2008 | 12:25

Андрей Стволинский: фильм, снятый в дороге

Десять тысяч километров дорог и семьдесят лет истории – для дебютного фильма это довольно серьезный масштаб. Выпускник мастерской неигрового кино ВГИКа Андрей Стволинский совершил путешествие из Владивостока в Москву, беседуя с попутчиками об истории Советского Союза. Снятый в дороге фильм показали в программе столичного Дома кино "Документальный четверг". Рассказывают "Новости культуры".

У документалиста Андрея Стволинского в фильме снимался не просто автомобиль, который пригнали из Владивостока, а настоящая машина времени. Попавшим в эту машину автостопщикам пришлось рассказать все, что они знают о Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе и Горбачеве, революции, коллективизации, Второй мировой и перестройке.

Хрущевки интересовали Андрея Стволинского не меньше, чем Хрущев. Он снимал людей и придорожный ландшафт – то, что осталось от СССР. "Надпись "Слава труду!" на разрушенном коровнике, мне кажется, отражает положение дел", – замечает режиссер. Следы советской истории в умах и пространстве Андрей Стволинский смонтировал согласно исторической хронологии и километровой разметке трассы Владивосток – Москва. Это и превращает проект молодого режиссера в концептуальный эпос. "Мы взяли и соединили пространство и время в рамках одной машины", – поясняет Стволинский. "Мне нравится, что у Андрея есть в хорошем смысле концептуальное мышление, касающееся формы", – замечает режиссер Борис Караджев.

Именно концептуальное решение помогло Андрею Стволинскому снять неигровое кино о советском прошлом иначе, чем это сделали известные документалисты другого поколения – Виталий Манский в "Частных хрониках" и Сергей Мирошниченко в "Рожденных в СССР". Из исторического прошлого молодого режиссера интересует только то, что он видит в настоящем. Сам интерес к советской истории коренится в его личном прошлом. Он родился в 1974 году. "День букваря, и я читал стишок про наш красный флаг. Мне казалось, эти красные галстуки, пионеры, комсомол – это все навечно", – вспоминает он.

Случайные попутчики на большой дороге неожиданно для Андрея Стволинского оказались людьми другого исторического поколения. "Те, кому сейчас пятнадцать – двадцать, не знают ничего о советской истории. Удивительно, что единственный человек, оперирующий историей СССР, оказался бомжом", – замечает он. Однако, несмотря на автобиографическую рамку из личного фотоархива, фильм "Десять тысяч километров" не ностальгический, а исследовательский.