04.03.2008 | 13:42

Павел Муратов – человек Серебряного века

Не так часто в Музее изобразительных искусств имени Пушкина можно увидеть выставку, посвященную не художникам, а исследователям их творчества. Павел Муратов – автор знаменитых "Образов Италии", хранитель итальянской живописи в Московском публичном и Румянцевском музеях, автор первой русской монографии о Сезанне, литератор и переводчик. Все грани творчества этой незаурядной личности раскрывает выставка под названием "Павел Муратов – человек Серебряного века". Рассказывают "Новости культуры".

Идея этой выставки родилась очень давно – из бесед и дискуссий внучатой племянницы Павла Муратова Ксении Михайловны с одним из крупнейших знатоков истории искусства России Герольда Ивановича Вздорнова, из личных встреч и телефонных переговоров. "Сначала хотели выставлять только книги, а потом возникла идея выставлять не только книги. Чтобы показать многогранность этого человека, выставить и произведения искусства, о которых он писал", – рассказывает Ксения.

Павел Муратов принадлежит к поколению русских историков искусства, которые получили признание еще в самом начале ХХ века. В 1904 году он окончил Петербургский университет инженеров путей сообщения и вскоре был зачислен канониром в Гренадерскую артиллерийскую бригаду. Интерес к военному делу он сохранил на всю жизнь – одним из последних его трудов стало исследование операций советских войск в Великую Отечественную войну.

Однако Муратов не стал ни инженером, ни военным. Его тонкое эстетическое чутье взяли верх над прежними увлечениями. Во время поездки во Францию в 1906 году он обнаружил в себе талант художественного критика, увлекся французским искусством и начал писать отзывы о парижских выставках для московских газет и журналов. Вернувшись в Россию, Муратов опубликовал серию статей о творчестве своих современников – художников Нестерова, Борисова-Мусатова, Коровина, Серова.

В 1908 году произошло событие, перевернувшее жизнь Павла Муратова. Он отправился в Италию и не просто увлекся этой страной, а по-настоящему влюбился в нее. Три тома "Образов Италии" – это записки путешественника, глубокие наблюдения и размышления об истории этой страны, о ее культуре. "Эти работы производили на людей совершенно необыкновенное одухотворенное, одушевляющее, окрыляющее впечатление, и впечатление, которое отстраняло все тривиальное, банальное. И вот это, я думаю, одна из чудесных черт Муратова, его творческой личности", – говорит Ксения Муратова.

С начала 1910-х годов Павел Муратов становится признанным знатоком и тонким интерпретатором старой итальянской живописи. Кроме того, он изучал древнерусскую живопись. Главным итогом его деятельности в области осмысления древнерусского искусства стал шестой том "Истории русского искусства" под редакцией Грабаря.

В 1922 году Павел Муратов покинул Россию. Он долго жил в Берлине, потом был Рим и Париж, а в 1938 году он перебрался в Лондон. Скончался Муратов в Южной Ирландии, в сельской усадьбе своих друзей, от сердечного приступа. Он ушел из жизни, во многом повторив судьбу блистательных философов, литераторов, художников и музыкантов, не принявших новую власть. Офицер, путешественник, романтик, влюбленный в Италию, талантливый литератор и переводчик, Павел Муратов был ярким представителем культуры "русского духовного ренессанса", который потомки назвали "Серебряным веком".