06.03.2008 | 15:59

Третьяковка в миниатюре

Тверская областная картинная галерея имеет все основания претендовать на статус "Третьяковки в миниатюре". В ее коллекции представлены имена из первого эшелона русского искусства девятнадцатого – двадцатого веков. Отличие только в том, что наследие блестящих мастеров, от Венецианова и Кипренского до Бенуа и Добужинского представлено по преимуществу графикой и акварелями. Выставка работ из коллекции Тверской галереи, которая открылась в Школе акварели Сергея Андрияки, продолжает проект "Шедевры музейных коллекций". На выставке представлена лишь сотая часть графического богатства Тверского музея. Рассказывают "Новости культуры".

Сто двадцать произведений призваны дать общее представление обо всей коллекции музея. Миниатюрные и кабинетные портреты были очень популярны в первой половине XIX века. Они украшали интерьеры городских домов и усадеб. Миниатюрными портретами увлекался и Орест Кипренский. На тверской земле он написал портрет Ивана Вульфа. "Кипренский был связан с дворцом, в котором находится наш музей. Он преподавал рисование и обучал искусству рисования хозяйку дворца – великую княгиню Екатерину Павловну. По легенде он был в нее влюблен, за что был изгнан из Твери",– рассказывает директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина.

Во второй половине XIX века в техние акварели писали не только портреты. Популярными стали также жанровые картины, пейзажи и натюрморты. Суриков и Васнецов, Айвазовский и Серов писали водяными красками. Наряду с работами великих в экспозиции представлены также акварели неизвестных или забытых авторов: например, Софьи Сухово-Кобылиной. "Это одна из первых женщин-художниц, дипломированных женщин-художниц, которая получила золотую медаль в Академии художеств. В то время это было нечто", – замечает куратор выставки Сергей Пчелинцев.

Рядом с акварелями именитых художников можно увидеть работы тверских дворян. Профессионалы говорят о потрясающей технике этих мастеров. Есть замечательные рисунки, история которых до сих пор остается загадкой даже для музейных работников. "Нам очень нравятся – нашим сотрудникам – работы Колуа. Инициалы есть, но мы не знаем, художник это или художница", – признается Татьяна Куюкина.

Выставка продлится два месяца. Графику трудно увидеть в постоянных экспозициях, ведь это искусство светочувствительно. Представленные на выставке работы после недолгой демонстрации должны будут отдохнуть.