06.03.2008 | 16:11

Веер в художественной культуре Востока и Запада

На выставке "Веер в художественной культуре Востока и Запада", которая открылась в Государственном музее Востока, можно узнать, что такое боевой веер самурая, или интеллектуальный веер, который оказывал влияние на китайских философов; почему в Европе дама, уходящая в монастырь, забирала веер с собой. Рассказывают "Новости культуры".

Экспонаты собраны из нескольких московских музеев, а также из коллекции Александра Васильева. Веер одержал не меньше побед, чем шпаги и мечи. В XI веке в Японии появились военные веера, их делали из металла. Таким веером можно было отразить удар клинка.

Интеллектуальные веера делали из бумаги. На одной стороне помещалась живописная композиция, на другой – каллиграфия – чтобы любоваться и медитировать. В Китае с веерами ходили буддийские монахи. Веер был атрибутом ученого, художника или поэта. В умелых женских руках веер был изощренным орудием кокетства. В Европу первый веер португальцы привезли из Китая в конце шестнадцатого века, и дамы сразу оценили это уникальное изобретение.

"В ту пору, когда косметика была на воске, дамы предохраняли лицо специальными веерами на камине, чтобы лицо краснело и косметика не таяла", – рассказал Александр Васильев.