07.03.2008 | 13:11

Анна Маньяни: "Я родилась в Риме. Этим я горжусь"

Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения Анны Маньяни. "Ты – это Рим, – говорил ей Федерико Феллини. – В тебе есть что-то скорбное, мифологическое, разрушенное…". Слово "Рим" встречается в названиях трех фильмов с участием актрисы. Вот уже три десятилетия прошло с тех пор, как ее не стало, но итальянцы по-прежнему боготворят свою любимую "Маму Рому". Рассказывают "Новости культуры".

– Я родилась в Риме, в районе Портопио.
– Говорят, что вы родились в Египте?
– Это ошибка. В Египте жила моя мать, я к ней приезжала. Отсюда возникло мнение, что я родилась в Египте. Но я хочу, чтобы все знали, что я родилась в Риме. Этим я горжусь.

В Римскую Академию драматического искусства ее приняли без экзаменов – уже тогда в ней разглядели талант. Работа в театральной труппе, куда Анна поступила после учебы, поначалу ее совсем не радовала, ведь главных ролей не предлагали. "Бегала с подносом – "Кушать подано!", бедствовала, иногда не было денег на еду", – признается актриса. Ей нравилось кино. Первую эпизодическую кинороль Маньяни сыграла в картине "Слепая из Сорренто" в 1934 году. "Для нас, может быть наиболее интересна ее роль в "Княжне Таракановой" в фильме Федора Оцепа в 1938 году, где не столько она приобщилась к русской культуре, сколько русская культура попробовала проглотить ее", – замечает киновед Кирилл Разлогов. "Посмотри на свой нос! И свет на твое лицо не ложится – ты вся кривая, ассиметричная! С таким лицом тебе не быть киноактрисой!", – твердил ей тогда Федор Оцеп.

Однако первый успех у публики ей все же принес театр. Образ народной героини, который она позже воплотила на экране, они создавали вместе с известным комиком Тото.

Фильм Росселлини "Рим – открытый город" стал для Маньяни звездным. Позже эту картину назвали "знаменем неореализма". Во время съемок Анна рассталась с отцом своего трехлетнего сына Луки. Мальчик болел полиомиелитом. Вероятно, это помогло ей сыграть сцену гибели матери, которая вошла в историю мирового кино. Ей даже не нужно было репетировать – личные переживания актрисы сливались с чувствами ее героини.

"В течение некоторого времени она идеально воплощала человека с улицы, поскольку никак не соотвестствовала канонам красоты. Как в фильме с белыми телефонами – то есть фашистской Италии, так и грядущим звездам Джине Лоллобриджиде и Софи Лорен, которые будут воплощать красоту новой Италии – неореалистической и постреалистической", – продолжает Разлогов.

Она может в кадре одновременно плакать, смеяться и ругаться. Это поражает критиков. Между съемками в фильме "Рим – открытый город" и в картине Висконти "Самая красивая" она снялась в пятнадцати картинах за шесть лет. Это был расцвет кинокарьеры Маньяни. К этому времени ее мечтал заполучить Голливуд – ведь это была готовая звезда с блестящим актерским темпераментом. Драматург Теннесси Уильямс пригласил ее на главную роль в "Татуированной розе". Он сам приготовил для нее сценарий, на котором с одной стороны был текст на английском, а с другой – на итальянском.

За роль Серафины она получила "Оскара". Это был первый случай за тридцатилетнюю историю существования кинонаграды, когда этот приз вручался иностранной актрисе. Она снялась еще в двух картинах на Западе, но все больше скучала по дому. По возвращении в Рим Маньяни практически не появлялась на экранах. Она все чаще проводила время дома, в окружении многочисленных собак и кошек. Ночами она любила бродить по городу, кормить бездомных животных.

Ее типаж со временем становился все менее востребован – как неподобающий "эпохе экономического чуда". Единственный из режиссеров молодого поколения Пьер-Паоло Пазолини доверил ей главную роль в фильме "Мама Рома". Прощанием с кино стало для нее участие в фильме Федерико Феллини "Рим", где Маньяни в эпизоде сыграла саму себя.

– Чему вас научила жизнь?
– Какой трудный вопрос... Многому! Мужеству...

К 100-летию со дня рождения великой итальянской актрисы телеканал "Культура" подготовил ряд программ. Завтра в 22:25 смотрите документальную ленту "Анна Маньяни. Сыграть правду", а сразу по ее окончании – художественный фильм "Певичка".

Все материалы об Анне Маньяни>>>