16.05.2012 | 10:49

В Москве открылась выставка индустриального пейзажа "Комбинат. Ретроспектива"

Индустриальный пейзаж, как направление в изобразительном искусстве, появился в 20-30 годы прошлого столетия. Тогда на идеологически важные для Советского Союза объекты строительства отправлялся целый эшелон художников. Они должны были вести художественную летопись промышленного роста, восстановления народного хозяйства и строительства крупных индустриальных объектов. Молодые художники XXI века решили вернуться к этому забытому жанру. Правда, их работы, представленные в галерее «Эритаж», выполнены вовсе не в романтическо-идеологическом стиле. Рассказывают «Новости культуры»

Павел Отдельнов, хоть и вырос в промышленном городе Дзержинске, но в полной мере оценить эстетику и энергетику заводских комплексов сумел лишь четыре года назад, когда возникла идея «Индустриального проекта «Комбинат. Ретроспектива». Посещение двух крупных металлургических заводов, обращение к образам из прошлого вдохновило на создание художественного реквиема по ушедшей эпохи промышленной революции. Среди работ и вот эта, похожая на «Черный квадрат» Малевича, написанная угольной пылью. Ударного производства на многих из увиденных художником объектов уже давно нет. Людей тоже, но заводы будто продолжают жить своей метафизической жизнью.

«Завод, когда он годы работал, потом пришла другая эпоха, теперь вот наша современность – то он выглядит, как какие-то джунгли, он живет какой-то своей жизнью остаточной», – говорит Павел Отдельнов.

Художник Егор Плотников относит себя к поколению последних пионеров. Воспитывался в Стране Советов, как творческая личность сформировался уже после перестройки. Смену эпох воспринимает как естественный, почти природный процесс.

«Появляются вулканы и потухают, появляются моря и высыхают, растет дерево, а потом оно разрушается, и это то же самое», – говорит художник.

С целью сыграть на контрасте – рядом с постиндустриальным взглядом молодых художников, работы мастеров индустриального жанра, выполненные в 30-60 годы прошлого века. В работах Николая Загрекова, эмигрировавшего в Германию после Октябрьской революции, главный герой – человек, заводской труженик, ловко орудующий инструментом. Но в отличие от героев агитплакатов, его рабочий напрочь лишен героизма. Он лишь винтик бездушного механизма

«Он не смог отреагировать на эту поэтизацию труда, – рассказывает искусствовед Евгения Киселева. – При том, что труд на работе персонализирован, мы видим людей машин, то есть все таки механистические элементы здесь присутствуют».

На картинах молодых художников, на фоне пейзажей-руин человека нет. Он осваивает новое пространство и новые способы взаимодействия с природой. Как назвать этот объект –инсталляцией или скульптурой не решили даже сами организаторы. Впрочем, это и не важно. Здесь главное идея-альтернатива дымящимся заводам и токсичному производству.

«Завод, который летает, который перемещается по воздуху в определенное время для добычи полезных ископаемых, он выкачивает оттуда все литры и после этого абсолютно экологически чистую оставляет среду и улетает на новое место дислокации», – говорит куратор выставки Федор Никонов.

Через сколько лет или столетий появятся такие чудо-заводы, авторы проекта ответить конечно не могут. Да и не это главное. Главное, мысль и тяга к совершенству, к идеальному миру, где не будет доминирования человека над природой и не будет поглощения и разрушения природой человеческих идей.