08.03.2008 | 22:03

Женщины, которые правят миром искусства

Во все времена женщина была символом идеала и объектом поклонения. Ради нее творили поэты, музыканты, художники. Ей было предназначено хранить домашний очаг и дарить миру самое дорогое – продолжение жизни. В начале прошлого века она сумела отстоять свои права перед "сильным полом" и приняла на свои хрупкие плечи новый груз обязательств. В России сегодня отмечают Международный женский день. Кто они – Прекрасные Дамы настоящего? Самые красивые, умные, успешные, знаменитые – героини репортажа "Новостей культуры".

Маргарита Эскина шутит, что бабушкой она себя никак не чувствует – скорее, Афиной-воительницей. Сегодня, вопреки всему, Эскина-Афина вновь на своем Олимпе. "Для меня сейчас это трудно представить, но одеться, причем с помощью людей, и придти на работу – это адский труд, адский. Но вот я вошла. Сейчас придут люди, и все кончится", – говорит она. Ее кабинет – это самое беспокойное место во всем Доме актера. Там громко говорят, много шутят, но все знают, что у их богини очень твердая рука. На этот раз юрист присвоил Маргарите Эскиной новое звание – "товарищ маршал". Она душа этого дома, в котором ветераны сцены не чувствуют себя забытыми, в котором первые спектакли играют студенты. Там собираются знаменитые артисты, а, точнее, она может всех здесь собрать и придумать для этого повод.

***
Явление ректора народу – это не событие, а будни. Марина Хмельницкая всегда в зоне доступа. Дверь ее кабинета открыта. Обратиться к ректору Российской академии театрального искусства может каждый первокурсник. У нее нет приемных часов, а на столе нет вороха бумаг. "Копить бумаги, солить их и не отпускать – это очень вредная чиновничья привычка", – замечает она. Ректор РАТИ и сама закончила ГИТИС. Для нее он был всегда был уютным, даже когда стены института не знали ремонта, когда столовая была еще совсем не ухоженной. Теперь это не просто столовая, а кафе. Комфорт для студентов и преподавателей обязателен, как и сам учебный процесс, считает вторая женщина-ректор за всю историю театрального ВУЗа. "Женщина, поскольку она хозяйка по природе, она может больше обращать внимание на порядок, чистоту", – считает Марина Хмельницкая

"Проникновение системы Станиславского в американский театр" или "Актер в режиссерской системе Мейерхольда" – эти работы она не просто читает, но ищет новые подходы и еще нехоженые тропы. "Я прихожу часов в одиннадцать вечера домой усталая и довольная", – признается она.

***
Почти 47 лет Пушкинским музеем правит его королева. "Королева изящных искусств" – так называют Ирину Антонову. Однако походка у нее совсем не царственная. Она обходит свои владения так быстро, что успеть за ней довольно сложно. Как только она сама все успевает. "Сегодня утром я даже успела постирать – одну стиральную машину, загрузить, постирать, развесить", – признается Ирина Александровна. Каждому ответить, на немецком, или французском, найти правильный тон, нужные слова, отстоять, защитить, убедить, успеть в библиотеку, потом – во Французское посольство, на встречу с директором Лувра. Коллекцию французского музея она знает почти так же хорошо, как и свою. Сейчас говорит, стоит присмотреться к Испании – уж больно интересная там началась музейная жизнь. Ее жизнь – без права на отдых, точнее, без права даже на отдыхе отключить свой телефон.

"Это чувство, что за вами такой дом, наполненный, в буквальном смысле слова, драгоценностями, создает постоянное напряжение. Но жить с таким напряжением нельзя, и все-таки оно не покидает вас", – замечает она. Антонова знает каждое княжество своего королевства – отделы музея, и все богатства – его бесценные шедевры.

***
Директор, который не скрывает, что не знает должностных инструкций; неизвестно, где этот руководитель будет через пять минут. Некогда Ольга Свиблова через телевидение искала директора-мужчину, а нашла своего заместителя – женщину. "Мне это далось очень нелегко, так как с детства я считала, что женщина – это при муже, при мужчине, и, наверное, не от хорошей жизни случилось так, что мне пришлось начинать музей самой, с нуля", – говорит директор Московского Дома фотографии.

Ольга Свиблова о съемках знает все. Открывает, пробует и предлагает все новое публике. Вкус еще никогда ее не подводил. "Я помню, как я привозила родителям после первых поездок за рубеж авокадо и киви. Они отмахивались: "Что это такое? У нас супчик, мы привыкли...". Это очень трудно заставить людей попробовать", – утверждает она. Свиблова уже давно никого не заставляет. Ее выставок ждут в разных городах и странах. Но она предупреждет, что через пять минут ее уже трудно будет найти.