08.03.2008 | 22:16

Юбилею "Травиаты" посвящается...

160 лет назад, в 1848 году, вышел в свет роман Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". Читатели были потрясены, книгу передавали из рук в руки. Прочитал ее и Джузеппе Верди, а через пять лет, в марте 1853 года, состоялась премьера его "Травиаты". С тех пор ссылки на знаменитый сюжет и популярную оперу можно найти и в литературе, и в кинематографе – от романа Тургенева "Накануне" до американского фильма "Красотка". Сама музыкальная драма и по сей день остается одной из самых исполняемых в мире. История вердиевского шедевра – в репортаже "Новостей культуры".

Роман Джузеппе Верди с оперной дивой Джузеппиной Стреппони вызывал осуждение общества – от Парижа до Милана. Они прожили одиннадцать лет, прежде чем официально поженились. Подобно автору романа "Дама с камелиями" Александру Дюма-сыну, Верди в своей "Травиате" частично отразил события своей личной жизни.

"В России первой исполнительницей главной партии была Анжелина Бозио – прекрасная итальянская певица, которая погибла от пневмонии в расцвете лет и в какой-то степени повторила судьбу своей героини.Так, ее образ совпал с образом оперным, и возник потрясающий миф", – рассказывает музыковед Марина Раку.

В музее Большого театра хранятся эскизы и фотографии спектаклей разных лет. После постановки "Травиаты" в Санкт-Петербурге в 1872 году эта опера появилась и в Большом театре. В начале ХХ века на его сцене в партии Виолетты блистала Антонина Нежданова, а ее партнером был Леонид Собинов. "Травиату" давали довольно редко: за пятьдесят лет – всего сто спектаклей. В советские времена оперу с каждым сезоном стали исполнять все чаще и чаще.

Эскизы Бориса Эрдмана к постановке Михаила Квалиашвили были выполнены в 1937 году. Яркие и карнавальные, они были созданы будто вопреки тому, что происходило в это время в жизни. Имперский стиль 50-х воплотился в спектакле режиссера Бориса Покровского и художника Вадима Рындина, в котором блистали Галина Вишневская и Сергей Лемешев. "Травиата" 90-х Владимира Васильева и Сергея Бархина – немного таинственная и сумрачная, тонущая в бархате и золоте сцены.

Появление "Травиаты" совпало с зарождением европейского феминизма. Публику тогда возмутило именно современное звучание оперы. После того, как авторы перенесли действие в XVIII век, страсти утихли, и оперу приняли благосклонно. По сей день каждый режиссер пытается поставить свою, отличную от предыдущих "Травиату". "Мы пытались очистить текст от привычных акцентов и фермат, замедлений, а потом уже расставить свои", – говорит главный дирижер Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Колобов.

Любитель оперных экспериментов, режиссер, "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман поместил на сцене огромную кровать и окружил Виолетту детскими игрушками. Алла Сигалова в "Новой Опере" перенесла действие в Париж 30-х годов ХХ века, определенно указав род занятий героини и посадив ее на велосипед. Александр Титель в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко представил современную Виолетту.

"Она шикарная, меняет наряды, туфли, перчатки. Сейчас в одних туфлях, потом в других. Она дорогая. У современной женщины сколько должно быть обуви? Пар сто", – замечает исполнительница роли Виолетты Хибла Герзмава.

В ХХ веке опера "Травиата" связала классическую музыку и кинематограф. В 1983 году Франко Дзеффирелли создал знаменитую экранизацию оперы, а в 2000 году продюсер Андреа Андерманн взялся за большой проект – фильм "Травиата в Париже", который был удостоен премии "Эмми". В течение двух дней постановка транслировалась в прямом эфире в 125 странах мира. Съемки проходили в местах, где непосредственно разворачивалась эта любовная драма. Главную роль исполнила российская певица Этери Гвазава.

"Эта опера во все времена – и в тот период, когда была сочинена, и сегодня – воспринимается как повествование о нас. И вот это умение говорить простыми словами, оно отличает настоящих гениев", – утверждает Марина Раку.