10.03.2008 | 15:18

"Замок" Кафки появится в афише Театра На Таганке

"Замок" Франца Кафки появится в афише Театра На Таганке. Премьеру собираются сыграть 23 апреля – в день рождения знаменитого столичного коллектива. Юрий Любимов не раз говорил - дух нынешнего времени точнее всего передают абсурдисты, что объясняет обращение режиссера к литературе Кафки. Среди, тех, кто уже посмотрел спектакль, – журналисты. Рассказывают "Новости культуры".

Юрий Петрович настаивает: это превью, то есть открытая репетиция, а не премьера. А значит, мастер своим неизменным фонариком будет делать актерам знаки по ходу спектакля.

Юрий Любимов, художественный руководитель театра на Таганке: "В глаз или ухо буду светить. Буду делать всегдашние манипуляции".

Кроме привычных жестов, означающих, например, прибавить темп, в этом спектакле появился еще один – поднятая вверх рука. Режиссер требует от актеров смотреть не в зал, а вверх, где над сценой парит образ замка, выполненный по модели испанца Франциско Инфанте-Арана. В постановке - это символ недостижимой цели или мечты. К ней стремится Землемер, но не понимает правил, по которым идет игра, именно поэтому ощущает себя чужаком.

Из многомерного романа Кафки Юрий Любимов составил динамичную композицию на полтора часа, используя свой обычный принцип отбора.

Юрий Любимов, художественный руководитель Театра на Таганке: "То, что мне нравится, и вытянуть сюжет. Зритель легче воспринимает сюжет".

При этом Любимов ни на букву не отходит от первоисточника. И хотя роман Кафки не закончен, режиссер выбрал финал, который писатель когда-то рассказывал своему другу Максу Броду. Но главная загадка "Замка" - кто же есть вершитель судеб – всемогущий Кламм? Здесь спектакль в своей таинственности созвучен роману. Но дает точный и вместе с тем неожиданный ответ. Второстепенный у Кафки персонаж – хозяйка гостиницы – в постановке оказывается главным действующим лицом.

Любовь Селютина, заслуженная артистка России: "Я даже проверяла по роману, где что. Получается, что может быть, что Кламма нет, а есть только хозяйка".

Предопределенность пути землемера становится лейтмотивом постановки. Неслучайно, на сцене выложен крест, на который герои проходят через турникеты. Спектакль дает множество поводов для трактовок и ассоциаций. И вместе с тем представляет собой четкий целостный механизм, который работает на главную идею – противостояния рока и человека. Такая внятность мысли в постановке по запутанному роману дорогого стоит. И не может не подкупать как поклонников Кафки, так и тех, кто еще не открывал его книг.