12.03.2008 | 12:04

Владимир Вернадский: Разум есть мера всего

В 1889 году впервые за всю историю Московского университета кафедру минералогии возглавил 26-летний ученый Владимир Вернадский. Именно он стал основателем отечественной геохимии, собрал первое в мире совещание по проблемам вечной мерзлоты, наконец, заложил основы современной экологии. Его книги о "ноо-сфере" – сфере разума – выдержали не один десяток изданий и были переведены на многие языки мира. Сегодня со дня рождения ученого исполняется 145 лет. Рассказывают "Новости культуры".

В конце XIX века Вернадский был хранителем Минерального кабинета Московского университета. Теперь это Музей геологии его имени. Свой главный труд "Биосфера" ученый опубликовал значительно позже, в 1926 году. Профессор Георгий Борисович Наумов рассказывает, что за последние десять ть лет работы Вернадского по биосфере стали настоящими бестселлерами. Например, статья в авторитетном научном журнале "Fusion" целиком посвящена Вернадскому – в ней его называют отцом глобальной экологии. Однако в 20-е годы, когда человек объявил себя покорителем природы, идея его зависимости от законов природы казалась смехотворной.

"Целостное понимание развития было непонятно. Шла дифференциация науки. Минералы – геологам, живые организмы – биологам. Это хорошо, но если хочешь понять законы природы, то надо рассматривать все в целостности. В природе нет изолированных систем. Это было чуждо тому времени", – поясняет Георгий Наумов.

В своем дневнике Вернадский написал: "Царство моих идей впереди". Его называют Ломоносовым ХХ века. Его мемориальный кабинет находится в Институте геохимии, созданном на основе лаборатории Вернадского. Эта лаборатория возникла после того как ученый вернулся из Украины, где он открыл Академию наук. Красная армия застала его в то время, когда он был преподавателем Таврического университета. "Всем преподавателям раздали анкету с вопросом: "Как Вы относитесь к красному террору?". Он написал: "К любому террору отношусь отрицательно"", – рассказывает директор мемориального музея Вернадского Ирина Ивановская.

Тем не менее, Вернадский – бывший помощник министра просвещения в правительстве Керенского, член Госсовета, один из организаторов партии Кадетов – вернулся в Советскую Россию и даже не пострадал во время репрессий. Тому есть вполне разумное объяснение. "Он был крупнейшим знатоком ископаемых России, организатор урановой комиссии. Организовал новое направление – радиогеологию. Он был нужен стране. Вот почему Берия закрывал глаза на его прошлое", – продолжает Ирина Ивановская.

Одна фотография сопровождала ученого всю жизнь. На ней – Вернадский после сдачи экзамена Менделееву. Ученый знал пятнадцать языков, собрал огромную библиотеку. Собрание сочинений Герцена, тайно привезенное из-за границы, брал читать сам Лев Николаевич Толстой. Вернадский не расставался с книгами. Говорят, он был первым человеком, который начал читать в общественном транспорте. На его рабочем столе всегда были свежие газеты. "Эта газета – от 20 декабря 1944 года – со статьей про фашистские зверства. Эта статься его взволновала сильно. Возможно, это и привело к кровоизлиянию", – полагает Ирина Ивановская.

Главный вклад Вернадского в науку – учение о роли живых организмов. Именно они переводят космическую энергию в энергию земных процессов, которые после распада возвращают ее в космос. Таким образом, все оказывается связанным со всем. В силах человека использовать природу себе во благо, в его же силах – причинить себе вред.Направление, которое предрек Вернадский, – это наступление ноосферы, сферы разума. Ибо разум, как считал ученый, есть мера всего.