12.03.2008 | 12:32

Эдвард Олби: "Я коммерчески неуспешный драматург"

Сегодня исполняется 80 лет Эдварду Олби – знаменитому американскому драматургу, о котором Теннесси Уильямс однажды сказал: "Он единственный значительный автор пьес, который есть сейчас в США". Выходец из богатой артистической семьи, в двадцать лет он поссорился с мачехой и перебрался в Нью-Йорк, где более десяти лет перебивался случайными заработками. По собственному признанию, свою первую пьесу он написал от отчаяния. Рассказывают "Новости культуры".

Окна дома Эдварда Олби смотрят на Бродвей. На этой улицуе сконцентрировано большинство коммерческих театров и мюзик-холлов Нью-Йорка. Неоновые бродвейские огни не дают покоя жаждущим прославится. В одну из бессонных ночей тридцатилетний Эдвард Олби назло яркому Бродвею написал пьесу о мрачном человеке. Свою дерзкую историю он назвал "Случай в зоопарке". Так родился Олби-драматург, "король небродвейских постановок". "Я написал двадцать восемь пьес. Только пять из них коммерчески успешны. Я коммерчески неуспешный драматург. Люди боятся ставить мои пьесы. Знают, что придет смотреть на них только опытная и умная публика", – замечает Олби.

"Раньше, в 60-х – 70-х годах, когда имя Олби только открывали, это был театр для избранных, но сегодня его ставят все время студенты. Сегодня его произведения более понятны и открыты", – замечает режиссер Валерий Фокин. Именно он открыл для России американского драматурга. В 1984 году на сцене театра "Современник" Фокин поставил пьесу "Кто боится Вирджинии Вульф?" Главные роли в спектакле играли Галина Волчек, Валентин Гафт, Марина Неелова. Билеты нельзя было достать уже за месяц до спектакля. За пятьдесят лет эта пьеса принесла славу многим режиссерам и актерам от Нью-Йорка до Сиднея.

В 1966 году пьеса легла в основу одноименного фильма. Элизабет Тейлор и Ричард Бартон блестяще сыграли "войну полов". Между диваном и барной стойкой сплелась витиеватая психологическая игра. Сам Олби признавался: его больше интересует, что творится с женщиной. Валерий Фокин считает, что со временем пьесы Олби для искушенного мира стали не таким уж откровением. Однако до сих пор считается, что он написал один из самых впечатляющих портретов женщины на грани нервного срыва. "Это открытие многогранности, неисчерпаемости и космической сущности женской природы. Я уж не знаю, откуда он это так хорошо знает и знает об этом почти все", – говорит режиссер Сергей Голомазов. Четыре года назад он открыл для себя Олби, а для русского зрителя – пьесу "Три высокие женщины". На сцене три актрисы, но играют они одну героиню в разные годы ее жизни. В этой пьесе Олби снова рассматривал женщину с помощью увеличительного стекла. Для Голомазова Олби – это не просто мастер психологических вывертов, а яркий пример драматурга-интеллектуала.

"Я думаю, его предназначение на Земле: он должен разрушать те привычные стереотипы, которые в его стране, как непробиваемая стена стоят", – полагает режиссер Роман Виктюк. Он давно решил, что для него Олби – разрушитель стереотипов, и поэтому он великий драматург. Виктюк ставил пьесы Олби трижды: не прошел он мимо истории про Вирджинию Вульф, не обошел вниманием пьесу "Лолита" – по мотивам романа Набокова. Однако самой гениальной Виктюк считает произведение "Коза, или кто такая Сильвия". Женатый мужчина вдруг влюбился в животное – козу Сильвию. Для Олби это не жизненный казус, ведь любовь не может быть казусом. Кстати, эта
пьеса названа лучшей в 2002 году в США, и за нее драматург получил высшую театральную американскую премию.

Последние годы Олби редко покидает свой дом на Бродвее. В свои восемьдесят, он все так же бессонными ночами пишет пьесы, которые ставят по всему миру. Он по-прежнему считает себя неуспешным драматургом, хотя уже двадцать лет Олби официально признан одним из самых популярный авторов в мире.

К 80-летию Эдварда Олби смотрите сегодня на телеканале "Культура" в 01:15 документальный фильм "Театр Олби" из цикла "Легенды и явления культуры Америки".