12.03.2008 | 14:59

Николай Александров о выставке-ярмарке "Книги России"

О ярмарке "Книги России" в студии "Новостей культуры" рассказывает литературный критик Николай Александров.

- Николай, как Вы относитесь к планам организаторов сделать "Книги России" не только столичным, но и региональным проектом.
- Безусловно, отношусь положительно. Тем более, весенняя московская книжная ярмарка, в отличие от осенней, была ориентирована в первую очередь на книжные нужды регионов. По идее организаторов региональные издательства представляли свою продукцию в первую очередь. Кроме того, одна из главных проблем – это проблема распространения, поскольку книги, которые выходят в столичных издательствах – то есть в издательствах Москвы и Петербурга, – сплошь и рядом не доходят до провинции. Поэтому, безусловно, если выставка-ярмарка "Книги России" станет региональным проектом – то есть будет способствовать распространению книг, – это можно только приветствовать.

- Сейчас в стране проводится около десяти крупнейших книжных ярмарок. Как Вы считаете, это достаточное количество?
- Я думаю, что этого недостаточно. Тем более что, если иметь в виду крупные книжные форумы, то их еще меньше. Это две ярмарки в Москве, ярмарка "Non/Fiction" также столичная, Книжный Салон в Петербурге, и вот теперь добавилась еще Красноярская книжная ярмарка. Если иметь в виду, например, такие европейские страны как Германия, то там, помимо крупнейшей Франкфуртской ярмарки, проходит еще ярмарка в Лейпциге, которая ориентирована на экспериментальную литературу. Кроме того, нужно учитывать, что по сравнению с европейскими странами территория Российской Федерации гораздо более обширна. Именно поэтому книжные форумы не могут иметь такого же резонанса, как в европейских странах. Опять-таки по этой причине, я думаю, что Россия заинтересована в большем количестве книжных форумов.

- На выставке-ярмарке "Книги России" крупнейшие издатели представляют свои самые интересные издания – так сказать, потенциальные бестселлеры. Насколько можно прогнозировать успех на книжном рынке?
- Я думаю, что сейчас уже с достаточно большой степенью вероятности его можно прогнозировать, тем более, книжные издательства научились действовать на книжном рынке. Поэтому книги, которые выпускаются издательствами как потенциальные бестселлеры, именно таким образом и преподносятся аудитории. Если книга, которая рекламируется или презентуется как книга успешная, но, тем не менее, успеха не имеет, - это, как правило, просчет в маркетинговых технологиях.