14.03.2008 | 11:29

Возрожденные сокровища государственных архивов

Духовная грамота Ивана Калиты и рисунки Сергея Эйзенштейна, карикатуры времен Крымской войны и редкие киносъемки Потсдамской конференции, а также десятки других уникальных документов разных эпох можно увидеть на выставке "Возрожденные сокровища государственных архивов". Все экспонаты были спасены от разрушения благодаря кропотливой работе реставраторов. Рассказывают "Новости культуры".

Сейчас Синодик XVIII века из Богоявленского Старо-Голутвинского монастыря в Коломне готов предстать перед исследователями и посетителями выставки. Полуустав, миниатюры и барочный орнамент этого памятника сохранены, переплет восстановлен.
Реставрация - постоянная необходимость архивной жизни. "У нас сотни, тысячи документов, которые нуждаются в реставрации. Очень сложная, тонкая, на девяносто девять процентов ручная работа", – рассказывает заместитель директора Российского государственного архива древних актов Юрий Эскин.

В Архиве древних актов есть всего один штатный реставратор и бюджет, который позволяет восстановить четыре документа в год. Возрождение многостраничных документов происходит в Центре имени Грабаря и в НИИ Реставрации. Судебник Ивана Третьего находится в крайне изношенном состоянии. Первый кодекс централизованного государства сохранился в единственном списке. Самый древний экспонат на выставке возрожденных документов – это Духовная грамота Ивана Калиты. Это завещание он написал, отправляясь в Орду.

Самый масштабный экспонат – это план Парижа, рисованный и гравированный по приказу мэра Тюрго. Масштаб – один к четыремстам. "Вы там увидите Париж, остров Сите, Бастилия", – показывают на выставке. Шедевр пропаганды XVIII века изображает идеальную столицу просвещенного государства с точностью до здания.

После возвращения императорской армии из Парижа в 1812 году в России началась борьба с вольнодумством и масонством как его разновидностью. Один из экспонатов достался Военно-историческому архиву из фондов военно-судебных учреждений. "Это масонский фартук, принадлежавший подпоручику Сосновскому из Ложи Справедливости в городе Варшаве", – рассказывает сотрудник Российского государственного военно-исторического архива Вадим Егоров.

Другой представленный на выставке документ сотрудники Военно-исторического архива неформально называют "Энциклопедией ландскнехта". На этом пергаменте представлены все элементы военного дела XVII века.

В Архиве по литературе и искусству сохранилась самая полная коллекция рисунков кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Из пяти тысяч листов коллекции на выставку привезли пять рисунков, переживших реставрацию. "Это были угасающие шедевры. Бумага с заломами, которую нужно было восстанавливать", – рассказывает сотрудник Российского государственного архива по литературе и искусству Елена Чугунова.

Возрожденные свидетельства истории – победа культуры над временем. В выставочном зале Федеральных архивов это чудо станет доступно широкой публике.