14.03.2008 | 19:33

"Мистерия-буфф". Новая версия. "Вариант чистых"

Премьера на сцене Центра имени Мейерхольда. В эти минуты творческая группа Николая Рощина, известная с прошлого года как "АРТО" – Актерское режиссерское театральное общество, – представляет совместную франко-российскую постановку. Первая советская пьеса – знаменитая "Мистерия-буфф" Маяковского – вышла в новой версии под названием "Вариант чистых". Эксперименты с текстом благословил сам автор, написав: "Революция расплавила все – нет никаких законченных рисунков, не может быть и законченной пьесы". Как был реализован завет поэта-бунтаря, рассказывают "Новости культуры".

"Мистерия-буфф" – это пять актов и эпилог-апофеоз. "Земля протекает – потом топот, все бегут от революционного потопа. Рушится последнее убежище, и все начинают строить даже не ковчег, а ковчежище". Это акт первый. Во втором акте "на ковчеге путешествует публика. Там и самодержавие, и демократическая республика". В третьем – "с ковчега под большевистский вой царя сбросили вниз головой". Далее показано, что "ничего бояться не надо, даже чертей из ада". В пятом акте возникли райские кущи. Апофеоз – неотвратимость новой, последней революции.

Такое либретто – для убегающих от революции остатков интеллигенции. Маяковский считал, что все красивые люди исчезли в 1916 году. "Маяковский, так как он не знал нашего времени, он писал о другом времени. Но, произнося сегодня его слова, мы все равно цепляем сегодняшнюю ситуацию, но цепляем художественно", – поясняет режиссер спектакля Николай Рощин.

Рощин всегда занимается экспериментом – это его творческое кредо. Его не интересует особый сюжет, пьеса, коммерческий успех, но интересует материал. "Мистерия-буфф Маяковского – это материал неподъемный. В этой пьесе от нового всемирного потопа семь пар "чистых" и семь "нечистых" – буржуи и пролетарии – спасаются. Рощин в ходе работы понял, что любой вариант нечистых сегодня будет неубедителен. Говорить надо о чистых, об отмирающих, отсыхающих веточках человечества – сытых, спокойных, и бесконечно уставших. Они имеют все, но ничего не хотят. По сути, такой вариант "Мистерии-буфф" – это призыв к революции. Однако режиссер зовет зрителей не к смене режима. "Я хотел бы, чтобы они почувствовали, что утрата революционного духа, революционной, творческой жилы в человеке – это печально", – поясняет Рощин.

Графичный, черно-белый, очень красивый спектакль, призывающий свершить революцию, – такова новая версия "Мистерии-буфф".