15.03.2008 | 13:54

Архивные сокровища на уникальной выставке

Больше сотни уникальных экспонатов из семи архивов, которым не так давно посчастливилось обрести приличный вид, представляет выставка "Возрожденные документальные сокровища федеральных государственных архивов". Показан результат титанической работы. По оценкам Федерального архивного агентства только среди особо ценных и уникальных единиц хранения в государственных архивах в реставрации нуждается столько, что при нынешних темпах на это потребуется полтора века. Рассказывают "Новости культуры".

План Парижа в масштабе: один к четыремстам, рисованный и гравированный по приказу мэра Тюрго, – самый масштабный документ выставки. "Потрясающая вещь. Париж еще до революции, Бастилия еще на месте. Ее еще не сломали", – замечает директор Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко. Этот план считался утерянным, пока в 1996 году не затопило хранилище. В подмоченном рулоне опознали документ XVIII века и отправили его на реставрацию. Два паспорта – исторический и реставрационный – сопровождают каждый экспонат на выставке. "Архивы впервые показали ту часть работы, которая не видима, – работа по сохранности своих раритетов", – говорит директор Российского государственного архива по литературе и искусству Татьяна Горяева.

Концепция выставки повлияла на отбор архивных сокровищ. Экспозиция демонстрирует не только уникальность экспонатов, но и результат лечения от "разных видов болезней". "Мы взяли наиболее характерные виды старения, которые проявляются на наших документах", – рассказывает директор Российского государственного архива кинофотодокументов Наталья Калантарова. Реставрация кинофотодокументов переживает сейчас технический прорыв. Для того, чтобы восстановить кинохронику 1945 года "Потсдамская конференция", в 2002 году обращались к зарубежным коллегам. Теперь необходимая техника появилась и в России.

Для возрождения уникальных документов требуются уникальные специалисты. Над каждым третьим документом на выставке работала Наталья Паламарь. В аварийное состояние Письма Петра Первого привела предыдущая реставрация. Пришлось очищать книгу, не разбирая ее на страницы.

Первое в российской истории изображение двуглавого орла встречается на именной грамоте Ивана Третьего. С ее помощью он оформил конфискацию владений у Волоцких князей. Наталья Паламарь работала над этой грамотой полгода и так хорошо ее изучила, что смогла сделать копию. "Я знала как писец держал перо – воспроизвела", – поясняет она.

Желание рассказать о спасенных шедеврах позволило представить все многообразие архивных сокровищ: завещание Ивана Калиты и легендарный Сильвестров сборник с полным списком Жития Бориса и Глеба из Архива древних актов. Атрибуты масонства и дневник наставника Петра Первого – Патрика Гордона – из Военно-исторического архива. Рисунки Эйзентштейна из Архива по литературе и искусству. Исторические сокровища, несмотря на древность носителей – будь то пергамент или кинопленка – должны хранится вечно. Выставка показывает успехи реставраторов в этом важном деле.

Читайте также:
Возрожденные сокровища государственных архивов