15.03.2008 | 22:42

Борису Мессереру – 75!

Народному художнику России Борису Мессереру исполнилось 75. К дням рождения юбиляр относится "фатально", с иронией признавая их неизбежность. Единственное отличие нынешней даты – в количестве выставок. В течение года состоятся шесть персональных экспозиций – в Третьяковке, Академии художеств, Музее изобразительных искусств, Русском музее. В "святая святых" художника – его мастерской – побывали "Новости культуры".

Борис Мессерер многолик. Он " жаден" до работы, и ему нужно все попробовать делать самому. Чем он только не занимался - дизайном, книжной графикой, офортами, изготовлением занавесов для кинотеатров, аппликацией и инсталляциями. Но приоритет всегда отдавал живописи. Ведь работа театрального художника неблагодарна, а жизнь декораций недолговечна. После того, как спектакль сходит со сцены, их уничтожают. Для живописи Борис Мессерер всегда выкраивает время. Он не ограничивается каким – либо стилем. А с удовольствием создает и огромные абстрактные композиции, и камерные акварели. Реалистические пейзажи появляются у него в Тарусе, где художник проводит лето.

Борис Мессерер, народный художник России: "Я считаю, что художник имеет право быть свободным в своем творчестве. Захотел и сделал так. И никакие соображения чистоты линии в искусстве не могут на это повлиять. Она и так есть. Она все равно получается".

В мастерской Борис Мессерер рисует то, что он сам называет "рухлядью". Это вышедшие из употребления бытовые предметы - утюги, граммофоны, керосиновые лампы и даже старинная маслобойка. Они вызывают у художника чувство ностальгии. В этих старых вещах - обаяние ушедшего времени.

Борис Мессерер, народный художник России: "Вот так вот сбивалось масло. Вот видите, целый абстрактный мотив такой. Любимая мною вещь. Вообще, стекло надо ценить. Стекло, вообще, плохо живет, очень трудно".

С годами в мастерской художника ничего не меняется. Борис Мессерер никогда не обращал никакого внимания на быт. Главным в его жизни были друзья, общие идеи и художественные совпадения. С женой Беллой Ахмадулиной они единомышленники. У них совпадают взгляды на искусство и оценки людей. Вот только позировать Ахмадулина так и не научилась.

Борис Мессерер, народный художник России: "Она совершенно не позирует. И это мучение - написать ее портрет. Она каждую секунду живет своей жизнью. И написать ее портрет просто невозможно. Собирательный такой образ получается. Но бытовая сторона трудна в жизни. Я это ни от кого не скрываю, трудна. Но мы вот ее решаем каким-то богемным образом".

За "историческим" столом по-прежнему собираются друзья. В 60-ые годы во время застолья здесь возникла идея журнала "Метрополь" - о духовной жизни в России. Да и сейчас, в мастерской кипит жизнь. Беспрерывно звонит телефон, и нужно успеть побывать в разных местах - сделать рамы для картин, заказать каталоги, узнать, как идет подготовка к выставкам. А о дне рождения напомнят друзья.