19.03.2008 | 14:09

Рудольф Нуреев: триумф в Гранд-Опера

В 1983 году Рудольф Нуреев возглавил балетную труппу парижской Гранд-Опера. Последние десять лет жизни великого танцовщика связаны с этим театром, для которого он, по сути, сформировал классический репертуар. Уже в 1986-м труппа выехала на гастроли в Америку, и имела там небывалый успех. Сегодня в Гранд-Опера о Нурееве говорят как о легенде и одновременно – как об очень дорогом, близком человеке. Здесь утверждают, что период работы Нуреева в Гранд-Опера – это период его истинного триумфа. Корреспондент "Новостей культуры" продолжает серию репортажей, посвященных 70-летию со дня рождения мастера.

Она помнит его совсем юным, еще в качестве партнера Марго Фонтейн в Лондоне, а потом она часто приходила на его спектакли в Гранд-Опера. Парижанка, актриса и танцовщица Лесли Карон была единственной, кому посчастливилось быть на сцене рядом с Нуреевым и Барышниковым одновременно, это был уникальный случай, когда на гала-концерте два танцовщика выступали вместе.

А потом она сыграла с Нуреевым в фильме "Валентино". Рудольф очень любил кино, успевал после собственного спектакля еще и на последний киносеанс, не пропускал ни одной премьеры. Он очень быстро и практически без помощи режиссера Кена Рассела понял, как надо вести себя перед камерой, отказался от балетной нарочитости, играл тонко, психологично.

Лесли Карон, актриса, друг Рудольфа Нуреева: "Мне так нравилось с ним работать. Он обожествлял свою партнершу, всячески демонстрировал свою влюбленность. Рядом с ним ты была лучшей, единственной. Из всех моих партнеров в кино так вел себя, пожалуй, только он".

Вот так. А разговоры об агрессивности и эгоизме Нуреева – скорее вклад его завистников и недоброжелателей в мифологизацию звезды мирового балета. В Гранд-Опера вам расскажут о другом – о невероятной требовательности Нуреева. Да, он был скуп на комплименты, но только лишь потому, что был уверен – солисты Гранд Опера просто обязаны танцевать превосходно. А вот если кто-то занижал планку, тогда он был беспощаден. Для Нуреева не существовало мелочей, и потому целый ряд нововведений связан не только с хореографией поставленных им балетов, таких как "Золушка" или "Баядерка", но и с внешними образами этих спектаклей. Он часто бывал здесь, в пошивочных цехах и костюмерных, брал в руки диадемы, примерял тюрбаны, вникал в каждую деталь. В его "Лебедином озере" пачки балерин были увеличены в диаметре почти на 40 сантиметров. Но Нуреев прекрасно понимал, что это тяжело, надо поберечь спины балерин. И он придумал, как.

Иветт Гранфон, художник, руководитель отдела костюмов Гранд-Опера: "Традиционно в нашем театре использовали французские пачки – абсолютно плоские, из жесткого тюля. Нуреев ввел в обиход другой вариант – пачку с опущенными на 45 градусов краями, для которых специально заказывали в Англии легкое кружево. С тех пор и по сей день, наши балерины выступают только в английских пачках.

Иветт Гранфон много работала с Нуреевым, и она безошибочно определяет, в каких костюмах из ее сокровищницы танцевал он сам.

"Лебединое озеро", "Щелкунчик", костюм из "Раймонды" - Нуреев чрезвычайно тщательно относился к своим костюмам, многие сам трансформировал. Теперь все они хранятся в музее Гранд-Опера.

А по так называемым "нуреевским лекалам" шьют современные костюмы.

Иветт Гранфон, художник, руководитель отдела костюмов Гранд- Опера: "Он носил трико размером на 12-летнего мальчика, а на всех своих колетах просил сделать специальные вытачки, зрительно сужавшие его и так на редкость тонкую талию. Теперь этот особый крой используется в изготовлении костюмов для всех наших солистов".

И все они занимаются в репетиционном классе под куполом, созданном специально для Нуреева. Налево – зал Лифаря, направо – класс Нуреева. Грустное совпадение - и могилы двух гениев танца на Сен Женевьев де Буа – тоже располагаются по соседству. В Гранд-Опера Нуреев был божеством, ему очень шел этот театр – с невероятным дворцовым интерьером, с мозаиками, которые, кстати, впервые были использованы в здании светского, а не церковного назначения, именно здесь, в Пале Гарнье.

Здесь, в роскошном зале приемов, чествовали короля европейского балета – Рудольфа Нуреева. Король улыбался, ловя свое изображение в старинных зеркалах. Это был реванш, красивый реванш, тогда он и не задумывался над тем, как дорого стоила ему эта победа.

Последний раз Нуреев появится на сцене Гранд-Опера в 92-м, на премьере своей "Баядерки", ему будут вручать Орден Почетного легиона, но король уже не сможет подняться с увитого шелком трона, чтобы поприветствовать восторженную публику.

Все материалы о Рудольфе Нурееве>>>