19.03.2008 | 19:35

Выставка "Над временем и вне его"

Еще в древности художники мечтали о том, чтобы их творения жили вечно. Они придумали технику энкаустики – живописи восковыми расплавленными красками, которая не теряла яркости, независимо от времени создания. Но в XII веке она была утрачена. А в двадцатом открыть ее секрет удалось Василию и Татьяне Хвостенко. Многие произведения, выполненные ими в технике энкаустики, представлены на выставке "Над временем и вне его", открывшейся в галерее "Новый Эрмитаж". Рассказывают "Новости культуры".

Похоже, что быть художниками всем Хвостенко написано на роду. Первым живописцем в их семье был крепостной графа Шереметева. Потом сменилось семь поколений художников. Икона, представленная здесь, была написана пра-пра-дедушкой Маши Хвостенко, представляющей их династию в наше время. Ее дед Василий Хвостенко увлекся казалось бы безнадежным делом – возрождением энкаустики. Ее составляющие - огонь, воск, масла и смолы. В древности - все делалось на камне. Разогревалась поверхность, и на нее наносились краски. Открыть секреты энкаустики в разное время стремились многие мастера. Но из - за трудоемкости процесса и ядовитости красок, отступали. Многолетние эксперименты Василия Хвостенко увенчались успехом. Его открытия помогли сохранить многие памятники от разрушения.

Мария Хвостенко, внучка Василия Хвостенко: "Его интересовала долговечность красок, потому что вся античная живопись связана с энкаустикой. Это самая первая техника земли. Это наскальные росписи, фаюмские портреты, захоронения старые".

Энкаустикой увлеклась также дочь Василия Хвостенко - Татьяна. Эта древняя техника позволяла ей не только сохранять первозданность живописи, но и спасать от разрушения различные памятники архитектуры. Татьяна Хворостенко использовала технику энкаустики в реставрации Собора Василия Блаженного, Грановитой палаты, Донского монастыря - всего около 300 объектов, и не только российских. На выставке представлены картины, выполненные в разных техниках и разных жанрах - пейзажи, портреты, натюрморты.

Софья Черняк, куратор выставки: "Здесь много натюрмортов, которые не воспринимаются как мертвая природа. Это удивительные цветы. Это целая интрига в этих натюрмортах. Эти цветы между собой беседуют, ссорятся, хвалятся".

Внучка Василия Хвостенко - Мария - увлеклась мозаикой. Техника энкаустики не привлекает ее из-за своей вредности и трудоемкости. Возможно, найдутся ее последователи уже не в семье Хвостенко, готовые рисковать собственным здоровьем ради спасения памятников.