19.03.2008 | 19:37

Сто лет со дня рождения Исидора Штока

Великий драматург, актер и прозаик, страстный болельщик Спартака Исидор Шток родился в семье дирижера и оперной певицы. За время своей работы в театре он написал десятки пьес для сцены и сам сыграл несколько ролей. Он дружил с Трифоновым, Андрониковым и Вампиловым. Много лет работал с Сергеем Образцовым и предпочитал подмостки его театра самым крупным столичным сценам. Сегодня Исидору Владимировичу Штоку исполнилось бы сто лет. Рассказывают "Новости культуры".

Про него говорили - человек-праздник. Везде, где бы он ни находился, царило веселье, и звучал смех. Дочь драматурга Ирина вспоминает, как в Переделкине Исидор Шток пел "Севильского цирюльника" с Ираклием Андрониковым на два голоса. Послушать их собирался весь поселок.

Театральный критик Борис Поюровский проработал с Исидором Штоком в театре Сергея Образцова много лет. Говорит, что драматург был добрым, отзывчивым и невероятно, остроумным человеком.

Борис Поюровский, театральный критик: "Когда он читал свои пьесы, люди сидели спокойно, а он умирал от хохота, читал и задыхался просто".

Как драматург Исидор Шток состоялся во времена расцвета реалистической драматургии. Героями пьес были обычные люди, а действие происходило на предприятиях и кухнях.

Борис Поюровский, театральный критик: "Розов, Вампилов, Арбузов, Володин…их пьесы время от времени ставят. Что касается Штока, то, что составляет его гордость, пьеса "Ленинградский проспект", например, это все ушло".

А тогда, в начале 60-х, перед премьерой спектакля в театре Моссовета было не протолкнуться. Вся Москва собралась посмотреть актуальную пьесу. Для неизвестного тогда артиста Николая Бурляева этот спектакль стал путевкой в жизнь. Ему посчастливилось играть на одной сцене с Николаем Дмитриевичем Мордвиновым.

Николай Бурляев, народный артист России: "Я тогда - 14-летний московский школьник, приглашенный на роль в театре Моссовета, а он - народный артист, центральная фигура в театре Завадского, и вот этот артист становится моим партнером в "Ленинградском проспекте".

Для самого Исидора Штока этот спектакль был важной вехой, но любимым его детищем стала дилогия "Божественная комедия". Эта пьеса и ее продолжение "Ноев Ковчег" были важны и для Сергея Образцова. Именно он отстаивал опальный текст в министерстве культуры и стоически принял все 64 поправки к тексту, хотя великий кукольник меньше других своих современников привык к идеологическим запретам.

Сегодня реалистические пьесы Исидора Штока практически не ставят, зато "Божественная комедия" не исчезает из постоянного репертуара театра Сергея Образцова. Неслучайно, всю свою жизнь Исидор Шток предпочитал кукольный, сказочный, камерный театр большому, взрослому, драматическому.