21.03.2008 | 11:04

Сегодня состоится церемония вручения Национальной кинематографической премии "Ника"

Сегодня в Москве в 21-й раз будут вручать "Нику". Жюри Национальной кинематографической премии назовет победителей только вечером, но имена некоторых лауреатов уже известны. Специальный приз за выдающийся вклад в российский кинематограф присужден Александру Абдулову. "Нику" "За честь и достоинство" получит Георгий Данелия, а "За вклад в кинематографические науки" – кинокритик Майя Туровская. Основная борьба развернется в самой престижной номинации "Ники" – "лучший игровой фильм". Рассказывают "Новости культуры".

Майя Туровская уехала из России тринадцать лет назад. С тех пор она живет в Америке и Германии. Легендарный киновед, соавтор сценария фильма "Обыкновенный фашизм", она сразу и честно признается, что о современном кинематографе России не знает почти ничего. Но все равно приехала, получить премию с такой весомой формулировкой – "За вклад в кинематографические науки". Туровская вспоминала, с чего начинался этот вклад: "Была так называемая партийная критика, которая была глубоко директивной. Если она писала, что фильм плохой, то это значит, на него стоит пойти. А если фильм хороший, то ясно – ходить нечего. Нашей задачей было перейти на совершенно другой язык", – рассказывает она.

Туровская, сейчас, наверное, самый беспристрастный зритель. Фильмы-номинанты она еще не видела. Интрига будет держать в напряжении весь зал Театра Российской армии, а особенно – режиссеров пяти картин: Бодрова, Попогребского, Балабанова. В рядах великолепной пятерки есть и две женщины: Вера Сторожева с фильмом-победителем Московского кинофестиваля "Путешествие с домашними животными" и Анна Меликян с "Русалкой". "Фильм, получивший Гран-при, в восьмидесяти процентах случаев не получает приз за режиссуру. Хотя, казалось бы, должно быть так: лучший фильм снял лучший режиссер, но нет. Если раздавать всем сестрам по серьгам, желательно никого не обидеть. Гран-при получает один фильм, а приз за режиссуру – другой", – поясняет кинокритик Ирина Павлова.

У женщин есть только один шанс стать лучшими, ведь их фильмы выдвинуты только в главной номинации – "за лучший фильм". В категории "лучшая режиссерская работа" их фамилий уже нет. Там предсталены: Попогребский со своей первой самостоятельной работой – фильмом "Простые вещи"; Балабанов с нашумевшим и неоднозначным "Грузом 200", а также номинант на "Оскар" Бодров с фильмом "Монгол". Другой номинант Американской киноакадемии Никита Михалков отозвал свою картину "12" и не стал участвовать в конкурсе "Ники". Однако один из двенадцати присяжных – Сергей Гармаш – все же претендует на лучшую мужскую роль. Вместе с ним в этой номинации представлены: Константин Лавроненко, чью работу в фильме "Изгнание" уже оценили на Каннском фестивале; а также дебютант, театральный режиссер Сергей Пускепалис, сыгравший главную роль в картине Простые вещи. "На этот раз кассовые фильмы разошлись абсолютно с общественным признанием. Картины, которые вышли за десять миллионов – это уже большие сборы – "Любовь-морковь", "Бой с тенью 2", "Ирония судьбы", они не вошли в номинации. Кассовые фильмы у нас теперь существуют отдельно от, собственно, художественного качества", – замечает кинокритик Лев Карахан.

За приз Киноакадемии на лучшую женскую роль будут бороться "путешественница с домашними животными" Ксения Кутепова, а также Евгения Добровольская (за фильм "Артистка") и Маша Шалаева, под которую специально был написан сценарий "Русалки". Открытием года может стать Александр Миндадзе – уже не как сценарист, а как режиссер фильма "Отрыв". Подводя итоги киногода, академики назовут лучший анимационный, неигровой фильм, лучший фильм СНГ и стран Балтии, лучших композиторов, художников и актеров второго плана.