21.03.2008 | 13:37

Фотографическая весна пришла в столицу

Международная Московская фотобиеннале – это один из крупнейших профильных форумов мира. В минувший четверг фотографическая весна пришла в российскую столицу уже в седьмой раз. Две главные темы этого года – свет и цвет, изумление и восторг. В Центральном выставочном зале "Манеж" представлен проект "Первоцвет". Это история российской фотографии с середины XIX до середины XX века. Там же можно увидеть экспозиции классиков зарубежной фотографии, отдающих предпочтение черно-белым снимкам, – Ральфа Гибсона, Марио Джакомелли, Эдуарда Буба. Рассказывают "Новости культуры".

Чтобы перейти от света к цвету, российским фотографам понадобилось сто лет. В середине XIX века снимки просто раскрашивали. В начале ХХ столетия появился автохром, а в 40-е годы на смену ему пришел пленочный цвет. Использовать его было дорогим удовольствием, так что лишь немногие фотографы могли себе позволить цветную пленку. Только в 60-е годы она стала доступной для всех. "Первоцвет – это что-то свежее, что-то новое, что радует после выхода из цвета и света. Это светопись, это российское название черно-белой фотографии. Светопись, которая приходит к цвету", – рассказывает директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.

В зарубежном отделе представлены черно-белые фотографии второй половины ХХ века. Одним из последних могикан был Марио Джакомелли. Он использовал графический язык вместо живописного. Многие его снимки напоминают гравюры и офорты. Для Ральфа Гибсона цвет не столь важен, как композиция. Он решает формальные, структурные задачи, используя как инструмент обнаженную натуру и архитектуру. Так возникают очертания тел, проявляются контуры зданий. "Я не музыкант, а, скорее, радио, которое транслирует музыку. Если продолжить сравнение, я не фотограф, а средство передачи изображения. Мне это очень нравится. Это единственная вещь, которая заставляет меня с утра вставать с кровати", – признается Ральф Гибсон.

Богдан Конопка снимает на черно-белых негативах, используя прямую печать. Его снимки выглядят как миниатюрные картины. Бытовые предметы он превращает в нечто фантастическое. На фотографиях Эдуарда Буба можно увидеть послевоенный Париж – романтический и светлый. Ив Желли снимает только в цвете. Недавно он побывал в Китае и привез оттуда серию снимков. Поднебесная на его работах – это не экзотическая страна, а обычная – та, которую мы редко замечаем. "Это вещи очень обычные, но когда я работаю с цветом, они получают новую трактовку", – замечает Ив Желли. Он считает, что цвет – это главное в фотографии, да и жизнь сегодня тоже цветная. Так что черно-белые снимки уходят в прошлое.

Все материалы по теме>>>