21.03.2008 | 15:19

Трагический балаган по Горькому

Премьера в Московском театре имени Гоголя. Спектакль по пьесе Максима Горького "Последние" поставил Сергей Яшин. Сто лет назад драматургическая цензура в Петербурге запретила эту пьесу к представлению на сцене, потому что "автор представил служащих полиции отъявленными мерзавцами". По той же причине в советские времена эта пьеса пользовалась популярностью. Однако Яшин поставил спектакль не о деградации правящего класса, а об отношении отцов и детей. Рассказывают "Новости культуры".

Пьесу "Последние" Горький первоначально назвал "Отец", замышляя ее как драматургическую пару к своей "очень своевременной" повести "Мать". Студентке Театрального института имени Щукина, которая занята в спектакле, эта пьеса буревестника Революции ничуть не кажется старомодной. "Пьеса замечательная, очень человечная", – отмечает Екатерина Крамзина. Она играет одну из дочерей полицейского Коломийцева – Веру. Двух других дочерей зовут Надежда и Любовь. Их мать Софью играет прима Московского театра Гоголя Светлана Брагарник.

Художественный руководитель Театра Гоголя Сергей Яшин взял эту пьесу вовсе не потому, что она в 60-е годы шла на сцене этого театра – тогда Центрального театра Транспорта; а потому, что его заинтересовала история семьи в период между двумя революциями. "В атмосфере этих трагических, переломных событий и происходит жизнь семейства", – замечает Яшин.

Отца семейства – полицейского Коломийцева – принято изображать подлецом и злодеем. Однако актер Андрей Алексеев решил взглянуть на своего героя по-новому – с монархических позиций. "Главный герой, которого все ругают: дети и родной брат – за то, что он служит царю и Отечеству", – поясняет он.

Один из героев пьесы "Последние" называет свою жизнь "трагическим балаганом". Сергей Яшин превратил эту формулу в подзаголовок спектакля. В качестве эпиграфа он выбрал стих Тютчева "И в нашей жизни повседневной бывают радужные сны". "Это о семейных ценностях", - говорит режиссер.