21.03.2008 | 19:36

Сибирский король Антон Сорокин

Омский писатель и художник Антон Сорокин без ложной скромности называл себя королем и кандидатом на Нобелевскую премию. Неудивительно, ведь "удостоверение в гениальности" выдал ему сам "отец российского футуризма" Давид Бурлюк. Только благодаря страсти Сорокина к коллекционированию работ друзей-футуристов уцелело огромное число картин и рисунков сибирских авангардистов начала прошлого века. Сегодня уникальный архив "сибирского короля" хранится в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Рассказывают "Новости культуры".

"Сегодня здесь пройдет мозг Сибири, "король писателей" Антон Сорокин. Он раздаст подарки", – гласила одна из надписей на знаменитых омских заборных выставках, которые проводились в начале прошлого века. Подарком могли стать огрызки карандашей, пуговицы, автопортреты Сорокина. Однако главный подарок "омского короля" обнаружили после его смерти. В его доме, в кованом сундуке нашли более двух тысяч уникальных картин, рисунков и рукописей.

Сейчас в тех мастерских творят воспитанники Академии художеств, а почти век назад там, за круглым столом, собирались послушать Давида Бурлюка омские авангардисты. Туда приходили художники Виктор Уфимцев и Ник Мамонтов, заглядывал и начальник типографии походной колчаковской газеты "Вперед" Василий Янчевецкий, и начинающий поэт Леонид Мартынов. За гостеприимство художники дарили Антону Сорокину свои рисунки и этюды.

"Ему принадлежит фраза "Ничто так не украшает жизнь, как искусство". Он мог поддержать любой талант, любого молодого художника, называл их всех гениальными", – говорит заведующая отделом русского искусства Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Ирина Девятьярова Сорокин поддерживал таланты не только на словах. В 1919 году он создал художественную галерею у себя в доме. Все работы, в том числе и его собственные, были отмечены инвентарным номером и проштампованы специально изготовленной печатью.

"История сибирского и омского авангарда – здесь. И история футуризма, и вообще всех направлений: от символизма до лучизма – все мы можем проследить в работах этих мастеров. Здесь десятки имен", – поясняет старший научный сотрудник омского музея изобразительных искусств Татьяна Еременко.

Долгое время работы Сорокина и его сподвижников были в буквальном смысле зарыты в землю. После смерти художника его коллекцию передали в музей, но она не пришлась по вкусу большевикам. Тогда краевед Андрей Палашенков, пытаясь сберечь сорокинские сокровища, спрятал их под половицами Омского газетного фонда. "Вот, пожалуйста, бланки. "Старшему врачу Омской железной дороги". С "ятями" – то есть дореволюционный бланк такой", – показывает заведующая отделом реставрации графики омского музея изобразительных искусств Татьяна Масюк.

Участникам сорокинских салонов порой не хватало средств даже на бумагу. Поэтому для графических зарисовок использовали ту, которая была в доме хозяина: таблицы по анатомии и физиологии, упаковочный картон, газеты, листы из брошюр и медицинские бланки, отпечатанные на низкосортной бумаге, выпущенной в 1917 году. Для сотрудников реставрационной мастерской музея имени Врубеля именно качество бумаги стало серьезной проблемой. Восстанавливают шедевры омского авангарда при помощи пшеничного крахмала и тончайшей равнопрочной японской бумаги. Однако реставраторы говорят о полном выставочном запрете. Для того, чтобы сокровища сибирского короля Антона Сорокина смогли увидеть потомки, сегодня сотрудники музея занимаются их оцифровкой.