21.03.2008 | 19:38

Брасс-фестиваль. Музыка для души

Мариинка не скупится на эксперименты. Очередной сенсацией обещает стать первый в истории прославленной сцены брасс-фестиваль. Три вечера, начиная с 27-го марта, отданы лучшим музыкантам Москвы, Петербурга и Вены. В переводе с английского brass – это медные деньги, или просто медь. Именно так в России называют духовые инструменты. Откроет праздник концерт ансамбля Мариинки. Духовики взялись за симфоническую классику, переложив партии струнных на "медь". Рассказывают "Новости культуры".

"Это не я выбрал трубу, а она меня", – говорит музыкант Сергей Крючков. Более того, труба выковала характер музыканта себе под стать – сильный и страстный. Партия трубы в любом произведении – это всегда буря чувств. Иногда она торжественна, а порой – утонченно лирична:

Труба – это инструмент полутонов. Сергей Крючков признается, что играть на трубе он учится уже 24 года, и каждый день ему открываются все новые и новые оттенки звука. Именно поэтому, говорит он, профессия трубача в оркестре самая интересная, но и самая рискованная. "Это, как лакмусовая бумажка. Если что-то не получается, это очень слышно. Труба – инструмент слышный. Если какая-то ошибка, она становится страшной", – поясняет Сергей.

Тромбон – гораздо более спокойный инструмент. Его звук благородный и мягкий. Он требует руки мастера, ведь, выдвигая кулису, ошибиться нельзя ни на миллиметр. Одно неверное движение, и изменится высота тона. "И от каждой ноты еще звукоряд идет. Было трудно запомнить в самом начале, но привык и слух помогает", – признается Александр Джурри.

Голос тубы в духовом ансамбле самый низкий. Тяжелый инструмент кажется простоватым и неуклюжим. На самом деле, туба может быть очень виртуозна. Ей под силу самые изящные ритмические узоры. Это фундамент оркестра, говорит Николай Слепнев. "Так же, как дом строится. Изначальным циклом идет фундамент. И если он крепкий, дом будет долго держаться на фундаменте. Так же и туба: если туба стройная, и исполнитель играет стройно и красиво, этот оркестр будет звучать", – убежден заслуженный артист России Николай Слепнев. Именно поэтому музыкант очень тщательно выбирал себе инструмент – специально заказывал его в Германии.

Сколько инструментов – столько характеров. Когда все они соединяются, рождается неповторимая музыка. Поверив в удивительные возможности духовых, дирижер Мариинского театра Алексей Репников решился на смелый эксперимент. Он предложил музыкантам сыграть симфонические произведения. Для брассов
они переложили Мусоргского, Бородина и даже Пятую симфонию Бетховена. "За скрипки у нас трубы. Единственное, что валторна занимается своим делом. Они и там играют, и практически все их мотивы остаются здесь. Мы хотим доказать, что наши инструменты, их возможности безграничны", – говорит Репников.

Музыканты верят, что все инструменты – это живые существа, а духовые особенно. Ведь неслучайно их название происходит от слова "дух". Это музыка для души.