16.05.2012 | 19:39

Оперный конкурс Галины Вишневской, или "экзекуция с любовью"

Сегодня в Москве открылся Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Он задумывался как своего рода трамплин для молодых талантов, таковым и стал – победители конкурсов работают в Большом и Мариинском, в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и «Геликон-опере», в театрах Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Вены, Рима, Парижа, Франкфурта. Конкурс предоставляет редкую для начинающих певцов возможность – площадку, выступление на которой заставит заметить одаренного исполнителя. За волнениями жеребьевки наблюдали «Новости культуры». 

Первый день конкурса – день встреч. Некоторые из участников вместе учились, других связывает опыт конкуренции. Конкурсы – нормальная часть жизни любого молодого артиста оперы. Но конкурс Вишневской все же особый: в жюри двенадцать влиятельных профессионалов мирового уровня, председатель – сама Галина Вишневская.

«Завтра мы начинаем экзекуцию, но не бойтесь, мы вас всех любим, так что экзекуция будет с любовью», – обещает она.

«Экзекуция с любовью» начнется завтра, ее порядок определяется жеребьевкой. На обороте карточек с изображениями Галины Павловны в разных ролях – номер. Вытягивая его, каждый волнуется – счастливый ли? Нелегкий жребий быть первым вытянул не сам конкурсант, а его старший брат.

«Он летит из Италии в Москву, просто физически не успевал», – поясняет брат Евгения Либермана – Марк Либерман.

Ольга Бусуеч на жеребьевку тоже опоздала – тоже подвел рейс из Италии. Выпускница Кишеневской академии учится сейчас в Модене у Миреллы Френи. Лауреат второй премии конкурса Operalia, Ольга Бусуеч – среди возможных фаворитов конкурса Вишневской. Используя 15 минут с незнакомым аккомпаниатором на незнакомой сцене, сначала бережет голос, но, дойдя до арии Русалки из оперы Дворжака, уже не сдерживается.

В фойе Центра оперного пения имени Вишневской собрались те, кто еще только ждет возможности проверить акустику такого камерного и такого важного для них сейчас зала.

«Я вообще первый раз в России. Сделаю все, чтобы показать себя хорошо», – признается сопрано из Грузии Саломе Джикия.

«В России я уже много раз на конкурсах. Этот самый большой, самый трудный», – замечает тенор из Китая Ли Сяодань.

В каждом туре конкурсантам предстоит чередовать партию из русской оперы с партией из европейской. 

«Специально к конкурсу я выучила партию Тамары из "Демона" Артура Рубинштейна и Гориславы из оперы Глинки "Руслан и Людмила". И это очень интересный опыт для меня», – говорит сопрано из Франции Анн Деруар. 

Конкурс Вишневской пропагандирует не только русскую оперу, но и русскую оперную школу.

«За три конкурса наши лауреаты в "Метрополитен-опера". Видите, как они у нас хватают певцов? А нам они, вроде, и не нужны, обойдемся и без них. Безголосых заграничных навезем в Москву и Петербург», – сетует Галина Павловна.

Но как бы она ни переживала за отечественную сцену, еще больше она болеет за молодых и талантливых, которым нужна реализация. Потому приглашает в жюри экспертов по кастингу со всего мира. Себастьян Шварц два года назад открыл для себя этот конкурс как кладезь артистов грамотных и перспективных.

«Здесь нашлись не только оперные голоса, но и артисты для сцены любого оперного театра, потому что они готовы», – отмечает артистический директор оперного театра Theater an der Wien Себастьян Шварц (Австрия) 

Джошуа Уиногрейд журить у Вишневской будет впервые, прослушиваний ждет с нетерпением.

«В Нью-Йорке, Вене или Лос-Анджелесе, на любом конкурсе я замечаю, что русские голоса из лучших. Быть может, я немного преувеличиваю, но мне кажется, чаще всего они просто лучшие и по качеству тембра, и по выучке. Они понимают, о чем поют», – подчеркивает художественный руководитель Оперы Лос-Анджелеса и директор Академии молодых исполнителей Доминго – Торнтон Джошуа Уиногрейд (США).

Кроме оперных менеджеров, повышающих эффективность конкурса, в жюри входят и профессионалы, которые будут следить, прежде всего, за школой. И главная из них – конечно, Галина Вишневская.

«Самое главное – это техника. Техника. Если техника есть, то можно выразить все», – убеждена народная артистка СССР.

Техника, артистизм, способность интерпретировать шедевры мировой оперы – 41 участнику конкурса Вишневской предстоит серьезный экзамен.

Читайте также:
В Москве открывается IV Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской