22.03.2008 | 17:03

Московская "Фотобиеннале" открывает новые экспозиции

Для них свет и цвет – это не просто условия и технология съемки. Пять фотографов, представляющих разные страны и континенты, возвели особенности освещения и палитру окружающего мира в ранг главных героев фотографии. Минувшим вечером открылась одна из самых интересных выставок в рамках "Фотобиеннале – 2008". Рассказывают "Новости культуры".

Алекс Вэб пришел на выставку в черном. "Хочу, чтобы видели цвета на моих снимках, а не меня", – говорит фотограф. Алекс давно отказался от черно-белой пленки, призвав в соавторы все краски мира. Он работал в странах Африки, Азии и Латинской Америки – там, где цвет – это часть культуры. Жизнь научила мастера, что "яркий" вовсе не значит "радостный". Отсюда и название экспозиции – "Цвет. Страдание света". "Красный может быть разным: может пугать, может восхищать. Поэтому для меня цвет, прежде всего, имеет эмоциональную окраску. Фотография выглядит радостнее, но сюжет радостнее от этого не становится", – поясняет он.

Цвет помогает Алексу рассказать историю. Его коллега Георгий Пинхасов, напротив, не гонится за смыслом. Его интересует не сюжет, а игра света. Он снимает предмет, а получается "Как будто бы свет". Задача фотографа – сбить зрителя с толку, и это ему вполне удается. "Свет отражается от небоскреба, дает пятно, свет дает вот такое отражение. Прищурившись, увидите пятна, как будто бы свет. Не правда ли?" – замечает фотограф.

В работах Гарри Груйера все так же неоднозначно. Он всегда любил морские пейзажи, но никогда не снимал их специально. Страсть к изгибам линии горизонта проявилась в его работах довольно неожиданно. Фотограф просматривал снимки, сделанные в путешествиях за последние два десятка лет и с удивлением обнаружил, что их вполне хватит на отдельную выставку. Он назвал ее "Берега". "Это вопрос света и цвета неба. Я по рождению фламандец, меня всегда привлекали голландские живописцы с их глубокими, сильными цветами. Поэтому я не очень люблю ярко-синее небо, я люблю, чтобы была драма", – признается Груйер.

Серия снимков Лиз Сарфати сложилась в драматическое произведение. Это ее история о подростках, фильм в фотографиях о молодом поколении из маленьких городов. Они учатся в школе, ходят в магазины и примеряют к себе одиночество. "Они не смеются, но они и не грустные. Они как все люди сейчас. Я посмотрела на вас – очень сконцентрированные", – отмеачет фотограф.

Фотография как зеркало или окно в другой мир, как другой язык или картина на стене. Мастера работают с цветом и светом, каждый по-своему. Где находится грань между стрит-фото и арт-фото, не знает никто. Пожалуй, только великий Ги Ле Керрек, сумевший в своих снимках сохранить весь свет и цвет мирового джаза.

Все материалы по теме>>>