24.03.2008 | 13:13

"Бумажная архитектура" Юрия Аввакумова

Во всем мире Юрий Аввакумов признан одним из ведущих российских архитекторов, однако не построил ни одного здания. Аввакумов – один из основателей так называемой "бумажной архитектуры". Это концептуальное направление возникло в начале 80-х. Проекты Аввакумова относятся, скорее, к современному искусству, нежели к практике градостроительства. Недавно Фонд Соломона Гуггенхайма пригласил Аввакумова проектировать один из павильонов нового выставочного комплекса в Абу-Даби. Пока этот случай можно считать исключением из правил. Зачем сегодня строить "воздушные замки", рассказывают "Новости культуры".

У Юрия Аввакумова каждый проект – воплощенная мечта, в прямом смысле этого слова. В 80-е годы нельзя было даже помыслить о воплощении его концептуальных идей. Поэтому вместе с друзьями – выпускниками МАРХИ – Аввакумов придумал заново "бумажную архитектуру", основное условие существования которой – чистая идея, а главный смыл – демонстрация новых возможностей мышления архитектора. В 80-е конкурсы идей устраивали японцы, и Аввакумов с удовольствием в них участвовал. "Когда мы участвовали в этих конкурсах, мы понимали, что это единственный выход – форточка, чтобы крикнуть, а потом обратно вернуться в натопленную кухню и там продолжить жарить свою яичницу", – вспоминает Аввакумов.

Однажды он с друзьями придумал небоскреб, который назывался "погребальным". Это была уходящая в небеса башня-кладбище с краном наверху, который бесконечно достраивал новые этажи. "Получилось такое подобие офисного здания, и надгробия мы придумали. Пришла комиссия и спросила: "А что это такое? Это вы от Советского союза собираетесь на конкурс отправить?" И я каким-то чудом нашелся и сказал: "Это антиамериканский проект". И работу отправили", – рассказывает художник.

В наши дни для бумажных архитекторов открыт простор для фантазии. Провидец Аввакумов рассказывает, как он видит московскую архитектуру будущего: "Может быть, приходит пора замены этих домиков на огромные фрукты, предметы из натюрморта – апельсин или лимон, окорок появится. И это будет больше свойственно Москве – ведь это был всегда такой ужористый, торговый город".

"Бумажная архитектура" – это не только способ борьбы с жизненным абсурдом и системой, но и способ развивать воображение. Юрий Аввакумов – знаток авангарда – стал единственным, кто смог реконструировать архитектон Малевича. Сейчас он находится в Третьяковской галерее. Недавно Аввакумов задумался над проектом музея современного искусства на территории Свято-троицкого Ново-Голутвина монастыря в Коломне. Пока неизвестно, будет ли он реализован. Однако, если в 20-е годы идеи оставались только на бумаге, то теперь они вполне могут существовать виртуально и быть доступными для всех.