25.03.2008 | 12:21

Старинные музыкальные инструменты Сибири

Кобыз, камуз, нярс-юх, бубен и колокольчики. Голосами этих традиционных старинных инструментов полнилась когда-то Сибирь. Сейчас о них помнят лишь старожилы и сотрудники Омского историко-краеведческого музея, где собрана уникальная коллекция музыкальных раритетов. Рассказывают "Новости культуры".

На музейных полках – полтора века музыкальной культуры Сибири. Шаманский бубен конца XIX века передал в музей бывший ссыльный Сергей Швецов после этнографической экспедиции в Томскую губернию. По рисункам уже отреставрированного бубна-тактаяка можно проследить маршрут путешествия алтайского шамана по всем сферам Вселенной. "Здесь вот все атрибуты, все колокольчики, все что звучало, что производило определенный ритуальный шум", – рассказывает хранитель фонда этнографии и текстиля Омского государственного историко-краеведческого музея Наталья Калинина.

У кобыза, который пришел в Сибирь из казахских степей, была своя песня – лечебная. Без нее баксы – казахский шаман-лекарь – не имел права исцелять людей. Раритетами в музейном хранилище стали гармони и поддужные колокольчики, которые звучали еще совсем недавно. Тайну скрипки XIX века сотрудникам омского музея еще только предстоит разгадать. На внутренней стенке – знак Джузеппе Гварнери. Как такой раритет оказался в далекой Сибири, остается под вопросом. Полифонию Сибири обогатили немецкие переселенцы. Они привезли с собой органы, цитры и мандолины.

Музыкальная шкатулка – модная диковинка городского дома,
предмет гордости швейцарского изобретателя. Такую роскошь, изготовленную из ценной породы сосны, инкрустированную орехом, могли себе позволить лишь первые лица губернии. "Насколько сложный инструмент, насколько тонкая работа – чтобы сделать все валики, все точечки, все дырочки для того, чтобы звучала музыка", – рассказывает хранитель фонда бытового металла и дерева Омского государственного историко-краеведческого музея Наталья Павлова.

Удивительно, что среди нескольких десятков бубнов, мандолин и заморских органов в запасниках Омского краеведческого музея есть всего две балалайки. На одной из них долгое время играл артист всемирно известного Омского русского народного хора Леонид Шароха. "Изменилась потребность в том, чтобы самим воспроизводить музыкальную культуру. Человеку сейчас для того, чтобы послушать музыку, ему достаточно включить магнитофон или же проигрыватель для компакт-дисков", – отмечает культуролог, специалист Сибирского культурного центра Дмитрий Парамонов. Он исколесил всю Омскую область в поисках музыкальных раритетов. От цифрового сопровождения Дмитрий категорически отказывается. Говорит, что с цифрой из музыки душа уходит.