25.03.2008 | 13:55

Король московской богемы Борис Мессерер

Конструкция, пластика, пространство – три координаты в творчестве Бориса Мессерера. Его идеи оригинальны, композиционно выверены, жизнеспособны. Его называют художником от Бога. Он вырос в театральной среде, получил архитектурное образование. Недавно Борису Мессереру исполнилось 75 лет. Юбилей будет отмечен целой серией персональных выставок, в том числе в Третьяковской Галерее, Академии художеств, Русском музее. Первую экспозицию представляет Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Рассказывают "Новости культуры".

Еще в 60-е Бориса Мессерера прозвали королем московской богемы. В его мастерской собирались известные писатели, художники, режиссеры – все, кто относился к инакомыслящим. На этот раз к ним присоединился Игорь Бутман, который открыл выставку музыкальным приветствием на саксофоне.

На праздничный лад настраивает серия картин Мессерера под названием "Танцы в стиле ретро". Художник любит время от времени возвращаться к одним и тем же циклам. Он воссоздал две самые известные инсталляции: "Посвящение Венечке Ерофееву" и "Мельница". Эти объекты могут служить напоминанием о времени застоя и идеологической цензуры, когда художникам не хватало свободы, чтобы говорить со зрителем о том, что их волновало.

"Здесь вспоминаются слова, что экономика должна быть экономной. Вот эта вся дурь, которой была наполнена та эпоха – идеологической цензурой – все, что мы прошли по жизни, пережили. Вот этот абсурд и театр абсурда я хотел выразить таким способом, показав это на фоне канцелярских счетов, которые тогда заменили нам компьютер", – рассказывает Мессерер.

Отдельная серия Бориса Мессерера посвящена старинным вещам: утюгам, керосиновым лампам, граммофонам. Эти предметы вызывают у художника ностальгию и приобретают новый смысл в его картинах. "Я тоже ощущаю одушевленность вещей, не каких-нибудь, грубо надобных в практической жизни, а вот таких вещей...", – говорит Белла Ахмадулина. "К тому же, предметы хорошо позируют, в отличие от меня", – добавляет она. Ахмадулина категорически отказывается быть моделью. Тем ценнее те немногочисленные портреты, которые все-таки удается делать ее мужу.

Борису Мессереру принадлежит и дизайнерское решение выставки, которое позволяет зрителям заново открывать уже хорошо знакомые работы.