27.03.2008 | 15:00

Анатолий Смелянский о современном российском театре

О современном российском театре в студии "Новостей культуры" рассуждает театровед Анатолий Миронович Смелянский.

- Как бы Вы определили сегодняшнее состояние российского театра? Какой период он переживает?
- Одним словом сказать трудно. Однако можно сравнить с экономикой. Сейчас говорят об экономике Соединенных Штатов, что там "рецессия" - "recession". Этим словом можно определить состояние русского театра. Не праздничное определение, конечно. В экономике рецессия – это явление, когда на протяжении двух или шести месяцев экономика не растет и топчется на месте. Мне кажется, примерно то же самое происходит у нас. По количеству замечательных спектаклей, по всему ожидаешь, что что-то должно произойти, но пока не происходит.

- Одной из главных театральных тем прошлых лет было противостояние классического репертуарного театра и новых театральных форм. Как Вы думаете, этот конфликт сегодня актуален?
- Я бы хотел уточнить, что вообще репертуарный театр – это не наше понятие, а, скорее, американское. У нас классическими можно было бы назвать "театрально-зрелищные предприятия", которые существовали в течение последних десятилетий, они и сейчас есть. Если Вы это имеете в виду и новые театральные формы, то мне кажется, что это тоже знак рецессии. В общем-то, пока система российского театра не модернизирована, и мы все ищем пути, чтобы сохранить самое ценное и важное, и вместе с тем куда-то двинуться. Поэтому люди театра, получив свободу, без которой невозможно что-либо делать – а мы жили в несвободной стране, – сейчас, по-моему, не знают, как эту свободу употребить.

- Вы возглавляете один из главных театральных вузов страны – Школу-студию МХАТ. Скажите, студенты, которые учатся сегодня, отличаются чем-то от студентов, которые учились десятилетия назад?
- Отличаются. Вы знаете, я недавно смотрел в новом театре у Сергея Женовача "Захудалый род" по Лесокву, и там, в конце первого акта, рассказчик говорит: "Стародумная Россия завершалась, а новая начиналась. И стародумная Россия смотрела на эту новую Россию с чувством изумления – как курица, которая вывела утят". Вот, примерно, так. Они уже не ожидаемые цыплята, а утята. Но все равно чувство изумления – это прекрасное чувство, даже если ты не ожидал, что придут утята. Вообще ребята прекрасные приходят. Пусть они и утята, они другие, но по-своему прекрасные, свободные, рожденные в свободной или в относительно свободной стране. Вот это важно, мне кажется.

Читайте также:
Сегодня отмечают Международный день театра

Международный день театра