28.03.2008 | 12:01

Александр Митта: "Моя муза – красивая, как ангел, и рабочая, как лошадь"

Известный кинорежиссер Александр Митта сегодня отмечает 75-летие. Он любит повторять: "Моя муза – красивая, как ангел, и рабочая, как лошадь". Эти слова он выбрал в качестве эпиграфа к своему юбилейному вечеру, который пройдет сегодня в столичном Доме кино. Рассказывают "Новости культуры".

"Если вы не умнее зрителя на минуту, если он догадывается, что будет в следующую минуту, во-первых, авторитет ваш сразу падает, во-вторых, интерес зрителя сразу падает", – с этих слов Александр Митта начинает все свои лекции, будь то Гамбургская киношкола или высшие режиссерские курсы в Москве. "Зритель должен получить, то, что он хочет, но не так, как он этого ждет". Этого правила режиссер придерживается и в кино, и в жизни.

Старые, особо ценные киноафиши бережно прикреплены к магнитной доске, а остальные лежат на полу и на подоконнике. Режиссер признается, что всегда относился к бумажному архиву беспечно. Он просто не мог представить, что в будущем они могут стать уникальной единицей хранения. Афиша к фильму "Точка, точка, запятая…" и вовсе осталась в единственном экземпляре. Плакатов к фильму "Экипаж" чуть больше, но состояние афиш оставляет желать лучшего.

В середине 50-х, сразу после окончания инженерно-строительного факультета МИСИ, Александр Митта работал карикатуристом в журнале. Опыт работы с живописными произведениями всегда помогал режиссеру в создании фильмов; теперь этот навык пригодился, чтобы выбирать рамы для афиш в багетной мастерской. На каждом плакате режиссер оставил автограф.

Еще семь лет назад Александр Митта написал сценарий полнометражного анимационного фильма в формате 3D по поэме Пушкина "Руслан и Людмила". Теперь вся его мастерская завалена эскизами, но режиссер не торопится запускать картину в производство. В нашей стране пока нет для этого технической базы. "Техника растет быстро, производство дешевеет, компании разрастаются, поэтому лучше подождать", – считает он.

3D-анимация и кинематограф в ближайшем будущем объединятся, уверен режиссер. Правда, современные технологии смогут работать, только опираясь на опыт прошлых лет. Александр Наумович вспоминает свою картину "Экипаж", в которой сложные спецэффекты надолго опережали время и превосходили реальность.

В Советском Союзе было три кладбища самолетов: в подмосковном Домодедово, Алма-Ате и Минеральных Водах. На время съемок все они были предоставлены съемочной группе "Экипажа". Тогда Митта взорвал и сжег 26 списанных самолетов.

"Режиссер – это культурная профессия" – завещание своего учителя Михаила Ромма Александр Митта усвоил очень хорошо. Самые важные театральные премьеры, кинопоказы и выставки режиссер старается посещать как можно чаще. На этот раз он отправился на фотовыставку в Манеж. "Редкий случай, когда очередь вызывает ощущение радости", – говорит он.

Кроме эстетического наслаждения, подобные выставки нужны режиссеру и с профессиональной точки зрения: каждый вернисаж – это своеобразная библиотека идей. "Я понимаю, что Германа заставляет снимать черно-белое кино, – замечает он. – Немного больше скажешь, и ты уже многословен, тебя неинтересно слушать".
Свой юбилейный вечер в Доме кино Александр Наумович решил провести в форме мастер-класса. Режиссер привык к такой форме взаимодействия с аудиторией, а вот для зрителей такой формат будет сюрпризом. Юбилейный мастер-класс будет отличаться от будничного будет лишь тем, что своим студентам Митта показывает шедевры мирового кинематографа, а на вечере зрители увидят отрывки только из его кинокартин.

К юбилею Александра Митты телеканал "Культура" подготовил несколько программ. Сегодня в 20:20 смотрите документальный фильм "От Аристотеля к Чехову за 72 часа", а в 21:00 в нашем эфире художественный фильм "Москва, любовь моя".

Читайте также:
Юбилей Александра Наумовича Митты