28.03.2008 | 14:10

В Москве открылась выставка режиссера Отара Иоселиани

Нельзя сказать, что Отар Иоселиани – консерватор. Хотя постоянство, с которым традиция в его фильмах побеждает прогресс, восхищает. Он, скорее, традиционалист, во всем, включая подход к профессии. Свое кино Отар Иоселиани делает буквально вручную. Он по старинке рисует раскадровки сцен и схемы движения камеры. Убедиться в том, что это правда, можно, посетив собственную выставку режиссера, которая открылась в столичной галерее "Дом Нащокина". Рассказывают "Новости культуры".

Единственное, что хранит Отар Иоселиани, – это рисунки и раскадровки к фильмам. На их создание уходит полтора месяца. Режиссер старается учесть абсолютно все, даже реквизит и различные мелочи, ведь во время съемки фильма не должно быть никаких неожиданностей. К одной картине он делает около двухсот листов. Столько же планов будет и в самом фильме. За границей ему приходится работать в жестких рамках, и это не только короткие сроки, но и маленький бюджет. Кинорежиссер предпочитает снимать длинными планами. "Камера работает пятнадцать минут и снимается пятнадцатиминутный кусок почти без дубля. Это мастерство, ювелирная работа. И вот эти раскадровки – а их миллион – особо интересны", – замечает галерист Наталья Рюрикова.

На выставке представлена лишь небольшая часть архива Отара Иоселиани, но и этого достаточно, чтобы понять, как работает режиссер. Если в фильмах он большое внимание уделяет деталям, то в жизни ограничивает себя лишь самым необходимым. "Я стараюсь подавлять в себе мещанские замашки. Если я что-то приобретаю, то это книги, диски. Люблю всякие инструменты: фотоаппараты, камеры, кисти, карандаши. Иногда не удерживаюсь, чтобы купить картину. Но стараюсь на стенки их не вешать, чтобы было пусто", – говорит режиссер.

Раскадровки к фильмам дополняют фотографии разных периодов. Среди них – снимки к лентам, снятым в еще СССР , и к зарубежным картинам. За границей кинорежиссер снял восемь фильмов: "Фавориты луны", Охота на бабочек" , "Истина в вине".

Зарубежная пресса о картинах Отара Иоселиани:
– Вне родины, он открывает тот же мир;
– Картины, обладающие способностью снимать депрессию;
– Его новый фильм так же неуместен, как и необходим.


Как и в молодости, Отар Иоселиани предпочитает работать не с профессиональными актерами, а с людьми, которых он находит на улицах. "Потому что они люди настоящие. У них нет штампов, клише. Приятно выявить натуру, какая она есть", – признается он. Впрочем, мастер не делит фильмы на грузинские и французские. Я снимаю свой мир и свое кино, говорит Отар Иоселиани.

Читайте также:
Отар Иоселиани представил в Москве полное собрание фильмов