28.03.2008 | 14:55

Маэстро Спиваков обратился к оперным шедеврам Верди

Если что-то и ограничивает творческую свободу такого знаменитого дирижера как Владимир Спиваков, то разве что академическая дисциплина. Национальный филармонический оркестр России, которым он управляет, представляет собой универсальный инструмент, способный решать самые сложные исполнительские задачи. Тем интереснее было узнать, чем именно удивит маэстро слушателей на концерте в рамках цикла "Дирижерский карт-бланш". Заранее было известно только то, что Спиваков выступит в не слишком привычном для себя амплуа – оперного дирижера. Рассказывают "Новости культуры".

Владимир Спиваков ранее не был замечен в оперном дирижировании в России. В Генуе в 2001 году он все же спустился в оркестровую яму театра Ля Феличе. "Просто меня уговорил, импресарио, который работал с Караяном, Каллас, он уговорить меня продирижировать оперу "Пуритане" Беллини. Как раз был его юбилей", – признается маэстро. После премьеры посыпались восторженные рецензии и ряд предложений от оперных театров. Впечатления самого Спивакова были не столь однозначны. Кроме того, что надо было работать отдельно с оркестром, отдельно с хором, отдельно с певцами, причем с двумя составами. Нужно было достичь консенсуса с режиссером.

"Он мог заставить солистку залезть на десятиметровую высоту на расстоянии девяносто метров от дирижера, где она ничего не видит и не слышит. Или под землю спрятать хор. И хор общается со мной посредством монитора. То есть я левой рукой должен дирижировать не так, как правой", – рассказывает Спиваков. Теперь он доставляет себе удовольствие от общения с оперой отдельными концертными программами. На этот раз он обратился к Верди и предложил очень необычную программу: ни одной арии, только увертюры, хоровые фрагменты и балетные сцены. "Потому что это тоже прекрасная музыка", – считает Владимир.

Знакомые и любимые слушателями мелодии чередовались с неизвестными партитурами. "Заканчиваю тем, с чего начал мальчик Джузеппе. В семь лет в своем городе Бусетто он помогал органисту в местной церкви. И в конце жизни он создал духовное творение – четыре духовных песни. Он чувствовал приближение смерти и готовился предстать перед Всевышним", – замечает Спиваков. Музыка Верди – о любви и смерти, о ревности и мщении, о том, что волнует людей на протяжении многих веков. Оперный вечер с Владимиром Спиваковым в Большом зале консерватории доставил истинное наслаждение.