28.03.2008 | 19:38

Русские акварелисты-портретисты пушкинской поры. Александр Брюллов

Русские акварелисты-портретисты пушкинской поры. Государственный музей Пушкина продолжает уникальную серию выставок. Героем очередного проекта стал мастер камерного портрета Александр Павлович Брюллов. Восемьдесят полотен Брюллова были отобраны из фондов нескольких художественных музеев России. Представленные "в одно время и в одном месте", они спровоцировали целый ряд искусствоведческих открытий. Сама экспозиция – это попытка вывести художника из тени его знаменитого брата Карла Брюллова, живописные полотна которого широкой публике известны гораздо шире, чем акварели и архитектурные проектв Александра. Рассказывают "Новости культуры".

Пулковская обсерватория, Михайловский театр, Александринская больница – все это архитектурные проекты Александра Брюллова. Однако мало кто знает, что придворным архитектором он стал благодаря акварельным портретам, которыми увлекся во время поездки в Италию. Его работы сразу стали пользоваться невероятным успехом у русской аристократии, отдыхавшей в тех местах. "Благодаря большим акварельным портретам на фоне Везувия Елизавета Михайловна Хитрово, дочь Кутузова, ввела его в круг королевской неаполитанской фамилии. Брюллов писал королевскую неаполитанскую фамилию. За это неаполитанский король разрешил ему работать на реконструкции помпейских бань", – рассказывает сотрудница Государственного музея Пушкина Лидия Карнаухова.

На материале помпейских бань Брюллов сделал дипломную работу в Академии Художеств, и он был пожалован в придворные архитекторы. Однако слава акварелиста продолжала его преследовать. Внучки Кутузова, портрет императрицы Александры Федоровны, членов царской семьи, петербургская и московская художественная и артистическая элита и даже образ Вальтера Скотта. Именно этот портрет был признан наилучшим из всех существующих родственниками писателя. К сожалению, самая известная работа – портрет Натальи Гончаровой – на выставке представлен в копии. Правда, есть подлинное прижизненное изображение Пушкина.

"Когда собираешь весь материал вместе, выясняется, что в одном музее портрет имеет свое название, на нем изображена определенная личность; а в другом музее портрет, который является повторением или литографией с этого портрета, оказывается неизвестен. И соединяя эти портреты, мы сделали много иконографических открытий", – продолжает Лидия Карнаухова. Так было, например, с портретом графини Строгановой, которой страстно увлекался Пушкин. В одном музее ее образ был идентифицирован, а в другом – нет.

Некоторые работы Александра Брюллова приписывались кисти его брата Карла, а многие просто оказывались копиями. Для создания большой выставки потребовалась исследовательская работа, которая продолжалась в течение нескольких лет. Организаторы экспозиции надеются, что многие находки будут способствовать изучению творчества Александра Брюллова.

Читайте также:
Выставка Александра Брюллова в Музее Пушкина