29.03.2008 | 17:18

Александру Митте – 75!

28 марта отметил юбилей режиссер Александр Митта, ему исполнилось 75 лет. Он один из тех, чьи заслуги просчитываются не количеством снятых фильмов. Каждая его картина – это попытка новаторского прорыва, драматургического, стилистического, жанрового или продюсерского. Фильм "Звонят, откройте дверь…" аккумулировал проблематику и стилистику 60-х; "Точка, точка, запятая…" остается одной из лучших картин для подростков; "Москва, любовь моя…" узаконила на советском экране мелодраму; "Экипаж" считается первым советским фильмом-катастрофой. Александр Митта во многом был первым, во многом остается лучшим, и во всем – безусловным профессионалом. "Новости культуры" побывали на юбилейном творческом вечере в столичном Доме кино.

Гости стали собираться рано. Не позволили себе опоздать ни Петр Тодоровский, ни Вадим Абдрашитов. И даже очень занятой последнее время актер, режиссер и продюсер в одном лице Алексей Гуськов пришел одним из первых. Признался - для него режиссер Митта – человек-талисман.

Алексей Гуськов, народный артист России: "Митта работает всегда радостно, с выдумкой, энергией".

Восемь лет назад Митта Гуськова для отечественного кинематографа, можно сказать, открыл заново. После выхода картины "Граница. Таежный роман" актера захлестнула вторая волна популярности. А сам режиссер всей стране доказал - многосерийный телефильм надо снимать по всем законам большого кино. Зритель оценил - таежный роман от Митты оказался на вершине всех рейтингов - у экранов телевизоров без преувеличения собиралось полстраны.

Анатолий Кузнецов, народный артист: "Очень живой, подвижный, фонтанирующий идеями, всегда с карандашом и бумагой".

В 61-ом году Анатолия Кузнецова Митта снял в своем дебютном фильме "Друг, мой Колька". Кстати, именно посмотрев эту ленту, Владимир Мотыль утвердил Кузнецова на роль красноармейца Сухова в легендарной картине "Белое солнце пустыни". Полный зал около получаса ждал - на свой день рождения опаздывал сам юбиляр. Александр Митта задержался по уважительной причине - у него уроки. Режиссер уже 20 лет ведет мастерские, курсы для начинающих кинематографистов. Преподает Александр Наумович так же страстно, как и снимает фильмы. Кстати, его книга "Кино между раем и адом" - пособие для тех, кто желает снимать кино, - во всех отечественных киношколах учебник № 1. По этой книге занимаются и студенты Гамбургского университета - там у Митты мастерская.

Александр Митта, кинорежиссер: "Я думал, пять рядов наберется, и то хорошо. Я дрожал - Москва переполнена сегодня юбилеями, их десятки, но пришли столько, и притом много молодых!"

Мировую известность Александру Наумовичу принес фильм "Звонят, откройте дверь", где впервые снялась Елена Проклова. Фильм получил "Золотого льва" на кинофестивале в Венеции. Романтическая драма "Гори, гори, моя звезда", музыкально-драматический фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", первый отечественный фильм-катастрофа "Экипаж". В 91-ом, когда наш кинематограф почти умер, он снимает ленту "Затерянный в Сибири", которую выдвинули на "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм". Каждая картина Митты имеет бешеный успех у зрителя. Все сцены всегда выстроены безупречно с точки зрения драматургии.

Александр Митта, кинорежиссер: "Для меня долгожительство моих фильмов - это большой вопрос. Непонятно, почему. Наверно, есть пластмассовые фильмы, а есть кино, набитое кровью".

В советское время режиссеру иногда приходилось идти на компромисс с властью - вырезать и переснимать. Но для него было больнее не работать. Он с готовностью сегодня бы переснял некоторые свои фильмы - только зритель этого не поймет - ведь выбросить кадры из любимых лент – все равно, что слова из любимых песен.
Все материалы об Александре Митте>>