29.03.2008 | 18:05

Первая персональная выставка работ Владимира Стерлигова

Владимир Стерлигов начинал учиться живописи в Москве, у Ильи Машкова, но всю жизнь считал себя учеником Малевича: неудовлетворенный традиционализмом первого учителя, одного из столпов русского сезаннизма и объединения "Бубновый Валет", переехал в Питер, где царили гораздо более экстравагантные, рафинированные и новаторские формы. На первой в Москве выставке произведений Стерлигова представлено около 60 работ разных лет, от 20-х годов до 60-х, их объединяет тема цирка. Рисунки художника совмещены со стихами обэриутов. Рассказывают "Новости культуры".

Ученик Малевича, изобретатель "чаше-купольной системы Вселенной", друг Хармса, Введенского, Заболоцкого – имя Владимира Стерлигова сегодня практически неизвестно широкому зрителю. Ему довелось пережить революцию и репрессии, ссылку, войну и отторжение общества. Часть его работ погибла в блокадном Ленинграде. Первая персональная выставка – из произведений, которые чудом сохранились.

Ирина Стерлигова, историк искусства: "Для него любая тема – это часть большого целого. Это часть той культуры, культуры обэриутов, недаром, это сопровождается текстами. Тема цирка как мира, потому что все цирковое пространство связано с пространством, сотворенным Богом. И циркач – это творец, это художник".

В светлом огромном пространстве парит художник, несущий истину, а цирк полон искусствоведов. Они все время ждут антракта, чтоб поглощать пирожные в буфете. Они молчат, умирают. Появляются новые искусствоведы… Ретрограды, не дающие творить свободно.

Ирина Стерлигова, историк искусства: "В архиве "Огонька" искали фотографии групповые 30-х годов. Некоторые современные искусствоведы говорят: "Нет". Но это понятие тех людей, которые закрывали ГЕНХУК, которые не давали работать по-новому".

Невозможность постичь божественное откровение рациональным сознанием – эта тема волновала художника на протяжении всей жизни. А образ цирка – это лишь метафора.