29.03.2008 | 20:35

Специальный проект фестиваля "Золотая маска"

Специальный проект фестиваля "Золотая маска". Знаменитый Александринский театр привез в столицу свои последние премьеры - пять спектаклей по русской классике. В современных, порой, провокационных интерпретациях предстанут - Гоголь, Толстой и Достоевский. Открыла двухнедельные гастроли постановка Андрея Могучего "Иваны" - трехкратный номинант на "Маску" этого года. Впервые режиссер-авангардист использовал все технические возможности обновленной сцены Александринки. За трансформацией спектакля на московских подмостках наблюдала корреспондент "Новостей культуры".

В "Иванах" Андрея Могучего много подробностей: цирковые трюки, трехэтажные инсталляции и даже лошадь Кузя. Чтобы втиснуть этот избыточный мир в пространство московского Центра имени Мейерхольда, пришлось строить уменьшенную версию декораций.

Александр Шишкин, художник: "На сцене необходимо было довести ситуацию до такого количества декораций и разных сложных форм, чтобы это почти зашкаливало, но, с другой стороны, и до какого-то мира".

Строения, за которые Александр Шишкин номинирован на "Золотую маску", способны переживать трансформации почти беспредельные. Ведь и ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем у режиссера Андрея Могучего имеет вселенский масштаб.

К прозе Гоголя Андрей Могучий обратился после работы с авторами куда менее классическими. Поэтому и автора "Миргорода" он считает первым и фундаментальным абсурдистом.

Андрей Могучий, режиссер: "Гоголь – автор, из которого мы все вышли, будь то Хармс, Сорокин, или Саша Соколов, или Андрей Белый, видите, я отматываю назад, назад к Гоголю".

Идея поставить Гоголя в авангардной режиссерской интерпретации принадлежит художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину. С тех пор как он занял этот пост, у старейшей российской сцены появилась четкая репертуарная политика.

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: "На главной сцене, как мы ее называем, должен идти классический репертуар в радикальной интерпретации. Важно, чтобы радикализм не разрушал автора, не убивал его.

"Мы продолжаем чтение избранных глав из повести классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Вышеназванную повесть Андрей Могучий дополнил сценой из "Тараса Бульбы" и гимном на слова из "Мертвых душ" и музыку Александра Маноцкова - все, чтобы создать атмосферу дурного сна с определенно гоголевской бесовщинкой, и рассказать притчу о том, как люди затевают вселенскую ссору из-за ерунды.
Все материалы темы>>