29.03.2008 | 23:10

Актер, режиссер, педагог – Николай Михайлович Дьяконов

Актер, режиссер, педагог – Николай Михайлович Дьяконов - в его жизни переплелись все эти профессии. Трагикомик в театре, мудрый педагог в Студии актерского мастерства, он оставался верен режиссерскому делу – поставил 73 спектакля на родной сцене.

55 лет назад, в 1953 году, на экраны страны вышла знаменитая картина Татьяны Лукашевич и Бориса Равенских "Свадьба с приданым". Лента, побившая все рекорды популярности, стала киноверсией пьесы Николая Михайловича Дьяконова. Первая лирическая комедия, появившаяся в послевоенные годы, обошла и сцены всех российских театров. Пожалуй, "всесоюзный" успех своей "Свадьбы" Дьяконову повторить не удалось. Однако в республике Коми, откуда он был родом, его помнят и чтят за многие добрые дела. И каждый год, 28 марта, отмечают день рождения любимого драматурга.

За колхозника Курочкина из "Свадьбы с приданым" Дьяконову была присуждена Сталинская премия. Точнее не только за него – бесхитростная пьеса драматурга в послевоенные годы стала сказкой, которую так хотелось сделать былью. Как писал Дьяконов, "требовалась разрядка, такая пьеса, которая бы вселяла уверенность в людях".

Мария Удоратина, сотрудник литературно-театрального музея им. Н. М. Дьяконова: ""Свадьба с приданым" - это, действительно, пьеса, лирическая комедия, которая перевернула всю советскую драматургию, я смею так говорить. Впервые за историю послевоенную появилась настоящая лирическая комедия, не героическая".

Получив всесоюзную известность Николай Дьяконов не уехал ни в Москву, ни в Ленинград, где когда-то учился. Пролечившись несколько лет в Ялте, он возвращается на Коми землю. Только здесь ему пишется, с этим воздухом, с этой природой. Да и все его образы, сюжеты, буквально все - из детства, из родного старинного и необыкновенно красивого села Усть-Вымь. "Колька-артист" - так дразнили маленького Дьяконова, которого уже в восемь лет отец отправил работать ямщиком. Его ямщицкое прошлое помогло научиться безошибочно распознавать людские характеры. А мечта об актерстве исполнилась в 1931 году, когда пешком, как в свое время Ломоносов до Москвы, Дьяконов дошел до Сыктывкара, где и поступил на актерские курсы. А через десять лет он уже и сам преподавал.

В драматургию Дьяконова привела необходимость: в конце 1930-х годов в республике Коми актерам, к сожалению, практически нечего было играть.

Мария Удоратина: "В 1937-38 годах все первые драматурги республики Коми оказались в сталинских застенках, за колючей проволокой, и надо было писать кому-то пьесы на языке коми, потому что основное население привыкло к спектаклям национальным, а писать было некому. И Николай Дьяконов взял на себя эту миссию и ответственность".

Дьяконов не переставал писать до конца своих дней. Его пьесы до сих пор идут в национальном музыкально-драматическом театре, а "Свадьба с приданым" нет - нет, да мелькнет в театральных афишах страны. Всего Николай Дьяконов написал 18 пьес, 6 в соавторстве с артистом Ермолиным.