01.04.2008 | 11:44

Эскизы и макеты декораций Бориса Мессерера

Выдающийся художник и сценограф Борис Мессерер отмечает 75-летний юбилей сразу несколькими выставками. В Третьяковской галерее и музее имени Пушкина представлены экспозиции его живописных и графических работ. А в выставочном зале Российской академии художеств - более ста эскизов и макетов театральных декораций. Это одна из крупнейших ретроспектив Мессерера-сценографа. Материалы для экспозиции предоставили музей Большого театра и Бахрушинский музей. Подробности - у "Новостей культуры".

Борису Мессереру предстоит встреча с работами, которых он не видел много лет.

"Переоценка ценностей происходит, потому что в музее все это заперто на ключ", - говорит Борис Мессерер.

Макет к спектаклю "Самоубийца" в театре "Сатиры". Эту работу Мессерер называет одной из важнейших. Образ захламленной коммуналки воспроизведен подробнейшим образом.

Борис Мессерер, художник-сценограф: "Ощущение, память этих коммунальных коридоров, когда я там бывал, корыта, фрамуги…"

До "Сатиры" был "Современник", театр "Моссовета", и, конечно же, театр Вахтангова. Для спектакля "Три возраста Казановы" Мессерер выбрал фактуру кружев.

Борис Мессерер, художник-сценограф: "В театре все по-другому немножко, но макет дает отправной толчок для мысли постановочной части, потому что нужно уметь так высветить кулисы, чтобы они были прозрачные…"

Одна из первых громких работ Мессерера – балет "Подпоручик Киже" в Большом театре. Этим эскизам 45 лет. Тогда декорации произвели фурор.

Борис Мессерер, художник-сценограф: "Балет традиционно кондово оформлялся. "Лебединое озеро" с оборочками-цветочками. И вдруг на сцене появились колоссы, нарисованные на заднике. Все были страшно перепуганы".

Мессерер поддерживал Плисецкую в ее борьбе за постановку "Кармен-Сюиты". Декорации отражали подтекст танца. Сцена – арена для боя быков и арена жизни; нависшая черная маска быка символизировала рок. Мессерер признается, что все-таки с музыкальным материалом работать удобнее. Одна из недавних его работ для Большого – балет "Светлый ручей". Все-таки нашлось то, чего художник до этого в сценографии никогда не использовал.

Борис Мессерер, художник-сценограф: Статьи того времени, заголовки – довольно любопытный прием в театре". Никогда больше не делал так: ни до, ни после. "Балетная фальшь" - это статья из "Правды".

К эскизам многие художники относятся как к черновикам. Борис Асафович же считает их самостоятельным произведением искусства. Не жалеет времени на офорты. И даже придумал особую технологию создания крупноформатных офортов. Некоторые из них представлены на выставке.

Борис Мессерер, художник-сценограф: "Проникся этой техникой замечательной, она очень выразительная, дает большие возможности, но невероятно трудоемкая. И делать костюмы в офорте может только безумец".

Сегодня эскизы и макеты заменяет компьютер и три-де графика. Борис Асафович же не отказывается от традиций. Шутит, что бумажный носитель – пропуск в вечность.

Борис Мессерер, художник-сценограф: "Может быть я окажусь прав. Что эти молодые будут выставлять, компьютерные бумажки?"

Работа над спектаклем "Нахлебник" в МХТ приостановлена. Но макет Бориса Асафовича – уже готов. Так что на следующей выставке он займет место в списке реализованных.
Читайте также: Борису Мессереру – 75!
Король московской богемы Борис Мессерер