02.04.2008 | 12:01

120 лет со дня рождения Мариэтты Шагинян

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Мариэтты Шагинян. Романист и драматург, поэт и философ, историк и переводчик, музыковед и исследователь литературы – ее талант был многогранен, а творческая энергия неукротима. Рассказывают "Новости культуры".

Она начала писать очень рано – с 16 лет появляются ее первые стихотворные публикации в газетах, а в 1913-м Шагинян издает книгу "Ориенталия", которая принесла ей известность. Блестящее образование – она окончила одну из лучших гимназий Москвы, а затем историко-философский факультет Высших женских курсов дает ей возможность не только преподавать в консерватории эстетику и историю искусств, но и серьезно заниматься литературным трудом. Первый большой роман, насыщенный философской проблематикой, она назвала "Своя судьба". Когда в 24-м году появилась серия приключенческих повестей "Месс Менд", никто не знал фамилии автора, многие думали, что под именем Джимом Долларом скрывается тот или иной советский писатель или группа писателей. Называли Алексея Толстого, Эренбурга, Слонимского, Никитина. Когда кто-то назвал Шагинян, раздались голоса. "Ну, разве сможет Шагинян сделать такую веселую вещь, как "Месс-Менд!" Она писала в то время в газеты серьезные статьи и редактировала Бальзака и Коллинза… В конце концов псевдоним пришлось раскрыть, а на студии "Межрабпром – Русь" по мотивам этих произведений был снят полнометражный фильм. В 1928-м Шагинят публикует весьма своеобразное произведение – роман-комплекс "Кик", объединивший разные жанры – от поэмы до доклада. Чуть раньше появилось вполне серьезное литературное произведение – повесть "Перемена", а еще была профессиональная журналистская работа.

Мирэль Шагинян, художник, дочь М.С.Шагинян: "Работала она с утра до вечера. Нет, действительно, это удивительно. Поколение моих друзей говорит – мы приходили и видели – Мариэтта Сергеевна сидит в комнате, голова завязана чулком и пишет. Вечером, днем, ночью".

Мариэтта Сергеевна как-то заметила: "Газетная работа для писателя – вернейший и наиболее эффективный метод прямого, тесного общения с народом. Эта школа непрерывной связи со своим читателем как бы держит ваши пальцы на пульсе современной жизни". Именно из такого общения родились ее очерки "Зангезурская медь", "Советское Закавказье", "Путешествие по советской Армении", из проведенных нескольких лет на строительстве Дзорагэс родился роман "Гидроцентраль".

Мирэль Шагинян, художник, дочь М.С.Шагинян: "Мы с папой, по-моему, всю жизнь провели на вокзале – то встречали маму, то провожали маму".

Биографические материалы о Ленине и его семье Шагинян собирала много лет, перерыв архивы Пензы, Ульяновска, Астрахани и Калмыкии.

"Мы до того обросли трафаретами, товарищи, мы до такой степени привыкли к шаблонам, штампам, что у нас живой Ленин, который умел ругаться, который умел страстно любить!", - говорила Мариэтта Шагинян.

Первое издание хроники "Семья Ульяновых" увидело свет в 1935 году и вызвало резкое недовольство Сталина. В 1936-м появилось постановление Политбюро ЦК партии "О романе Мариэтты Шагинян "Билет по истории". Часть первая. Семья Ульяновых", в котором автора подвергли критике, а само произведение попало в разряд запрещенных. Гнев Сталина вызвала публикация Шагинян сведений о том, что в жилах Ленина по отцу течет калмыцкая кровь.
Но Мариэтта Шагинян никогда не сдавалась.

Мирэль Шагинян, художник, дочь М.С.Шагинян: "Характер был незаурядный, всякий. Она была и очень вспыльчивой, и очень энергичной".

Долгая жизнь Мариэтты Шагинян – а она ушла незадолго до своего 94-летия – была наполнена событиями, о которых она всегда писала, горячо веря в то, о чем пишет. А как девиз ее творчества можно привести строку из повести "Перемена": "Трам-таррарам, просыпайтесь! Утреннюю зарю мы играем тебе, Человечество!"