02.04.2008 | 15:07

Борис Эйфман о планах и об искусстве, которое соответствует времени

Знаменитый петербургский хореограф Борис Эйфман надеется получить здание для своего театра балета в 2015 году.

Сейчас в столице проходят гастроли театра Эйфмана, посвященные 30-летию коллектива. Они открылись во вторник спектаклем "Чайка", поставленным мастером как раз к юбилейной дате. Этот спектакль был показан в рамках фестиваля "Золотая маска". Хореографическая версия чеховской пьесы выдвинута на соискание Национальной театральной премии сразу в нескольких номинациях.

"Мне приятно, что москвичи приняли спектакль, который прошел с большим успехом", - констатировал Борис Яковлевич, заметив, что в данном случае решился на эксперимент. "Оттолкнувшись от Чехова, я постарался выразить и те мысли, что накопились за долгие годы творчества у балетмейстера Эйфмана", - пояснил он.

По словам Эйфмана, он всю жизнь занимается тем, что "создает новое искусство, соответствующее времени". "В начале творческой карьеры я чувствовал себя Треплевым, потом постепенно превращался в Тригорина, и вот теперь, много лет спустя, мне кажется, сумел реанимировать в себе молодого героя. На мой взгляд, это удалось, поэтому мне особенно близок спектакль "Чайка", - признался балетмейстер.

По собственным подсчетам, он поставил уже около полусотни спектаклей. Его театр пользуется успехом у зрителей. "Нас постоянно приглашают на гастроли", - подтвердил хореограф. Однако собственного здания в родном Санкт-Петербурге у его театра нет. "Впрочем, дело все-таки сдвинулось с мертвой точки. Есть соответствующее распоряжение правительства и поддержка Владимира Путина. Активное участие в судьбе театра принимает губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, - рассказал Эйфман. - Только это очень долгий проект. Дело в том, что на предоставленных нам десяти гектарах земли в историческом центре города находится Институт прикладной химии, который прежде необходимо перевести в другое место. Затем освобожденную землю надо будет очистить от химических загрязнений и лишь после этих сложнейших работ затевать строительство".

Планы у Эйфмана поистине грандиозные. Он мечтает о создании Академии танца - уникальном учебном заведении, где преподавание велось бы по новой методике, включающей обучение классике, модерну и спорту. "Мы хотим организовать полный пансион для детей-сирот, чтобы сделать из них настоящих людей искусства, - поделился замыслами хореограф. - Сейчас мало хороших исполнителей, а молодых хореографов и вовсе нет. Мы попытаемся решить эту проблему". Своими учителями Эйфман назвал Якобсона и Григоровича. "У первого я учился свободной импровизации и безумству, а у второго - созданию четких балетных конструкций", - заметил он.

В его планы входит и строительство Дворца танца, где будут работать три труппы. "Мой коллектив, труппа Мариуса Петипа (то есть чистая классика) и экспериментальный балет XXI века", - перечислил Эйфман. "Скорее всего, будет образован некий совет директоров, - размышляет Борис Яковлевич. - Впрочем, пока говорить об этом рано, ведь сооружение Дворца танца, по моим подсчетам, может завершиться, в лучшем случае, к 2015 году".

Осенью Борис Эйфман предполагает выпустить балет на тему пушкинского "Евгения Онегина". "Первый акт я уже поставил", - сообщил мастер.

Читайте также:

Золотая маска - 2008