02.04.2008 | 16:34

Юбилейная выставка Бориса Мессерера

Арки римского Колизея работают как трансформер. Обшарпанная дверь бюрократического учреждения на глазах превращается в скучнейший стол заседаний. Декорации по эскизам Бориса Мессерера включаются в театральное действие уже с первых его минут. Проследить историю его неукрощенного сценического искусства можно, посетив театральный раздел юбилейного выставочного проекта Бориса Мессерера. Ретроспективная экспозиция из более чем сотни эскизов и макетов театральных декораций разместилась в помещении Российской академии художеств. Рассказывают "Новости культуры".

Многие театральные спектакли запомнились именно декорациями Бориса Мессерера. Его стиль всегда узнаваем. Художник экспериментирует с пространством в поисках образного решения . А профессия архитектора помогает ему создавать макеты.

Борис Мессерер, народный художник России: "Вот целая конструкция. Это надо поставить на ножку, чтобы (поверхность большая) она держалась. Все это изящество определенное инженерной мысли, и это связано с решением спектакля".

Борис Мессерер сотрудничал с ведущими театрами Москвы и Петербурга, был главным художникам МХАТа. По словам художника, особую нежность он испытывает к Большому театру, ведь размеры сцены позволяют реализовать даже самые дерзкие замыслы. Татьяне Назаренко запомнился спектакль "Светлый ручей".

Татьяна Назаренко, народный художник России: "Даже трудно представить, как можно решить сцену Большого театра , когда выходят какие-то комбайнеры, рабочие. Это очень трудно. И вдруг ты видишь эти роскошные декорации. А главное, ты видишь их живьем. Это безумно красиво. Это то самое изобилие, как на ВДНХ, фонтан "Дружба народов".

Борис Мессерер тщательно относится даже к театральным зарисовкам. Он превращает их в офорты и они смотрятся как самостоятельные произведения. Однажды художник не успел вовремя сделать макеты для спектакля. И тогда режиссер Александр Ширвиндт предложил выход - позаимствовать для спектакля "Маленькие комедии Большого дома" макет с выставки советского градостроительства. Его практически тайно вынесли из экспозиции.

Александр Ширвиндт, художественный руководитель театра "Сатиры": "И сдали худсовету как оформление Бориса Мессерера. И он на сцене стоял. Дом уже построили. Но к чести нашего домостроения никто не хватился этого макета".

Сам же Борис Мессерер вспоминает работу с балетмейстером Альберто Алонсо над "Кармен - сюитой". Это редкий случай, когда между художником и постановщиком было полное взаимопонимание.
Читайте также: Эскизы и макеты декораций Бориса Мессерера
Борису Мессереру – 75!
Король московской богемы Борис Мессерер