05.04.2008 | 17:04

Двенадцать новых выставок на "Фотобиеннале"

Сразу двенадцать новых выставок открылись минувшим днем на "Фотобиеннале – 2008". Произведения современных фотографов соседствуют с работами из архивов журнала "Огонек" и спортивного общества "Динамо". Таким образом, организаторы стремятся наглядно продемонстрировать развитие "Цвета и света" в фотоискусстве, ведь именно так звучит тема биеннале этого года. Среди почетных гостей – представители знаменитой фотостудии Томмазоли из Италии. В семейной коллекции, которая путешествует по всему миру, собраны фотографии разных лет – от начала ХХ века до начала XXI столетия. Рассказывают "Новости культуры".

Сирио Томмазоли – внук Сильвио Томмазоли, который в 1906 году открыл фотостудию. Основатель семейной династии начинал с портретов и постепенно перешел к жанровым зарисовкам. "Дед оставил нам в наследство свой принцип творчества: это мысль, помноженная на свободу. Он был близок к кружку футуристов", – рассказывает Сирио. Среди коллекционных фотографий – портреты Вивьен Ли, Марии Каллас и даже современных российских политиков. Сегодня Томазолли работают со звездами и глянцевыми журналами, но делают это не в ущерб творчеству. "Я делаю серии: "Окна", "Ожидание". Но это, конечно же, эмоция. Не следует названия воспринимать буквально", – замечает Сирио Томмазоли.

Свои эмоции посредством фотографии выразил также Ксавье Зимбардо. Француз итальянского происхождения был покорен праздником весны и возрождения, на который он попал в Индии.

"В этом есть такой кураж, такая харизма, которая может идти от человека, которому 27 лет. В фотографии поймать этот кураж важно", – считает директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова. Эти слова вполне можно отнести и к индийской серии, но Свиблова говорит о Петре Ловыгине из Ярославля. Его серию "Ямайка" называют открытием нынешней биеннале. Хотя из подлинно ямайского в его работах остался только флаг, с которым девочка гоняет на велосипеде по Ярославлю.

Тема молодости и нового начала – в ретроспективе журнала "Огонек". Закат жизни заинтересовал Наталью Носову. Она делала портреты в доме престарелых. "Процесс съемки был тяжелым. Женщинам свет, все мешало", – рассказывает Наталья. Фотограф добивалась рельефных морщин, чтобы сравнить их с линиями на руках. Одно время Носовой казалось, что сходство возможно. Когда стало ясно, что нет, она не расстроилась и просто разместила фотографии рядом. Возник эффект законченного портрета. Ведь именно лицо и руки рассказывают о человеке лучше всего.