05.04.2008 | 22:17

Валерий Фокин и его "Двойник"

Специальный проект "Золотой маски" – показы "лучших спектаклей Александринского театра" – продолжил спектакль "Двойник". Это первое в истории сценическое переложение поэмы Достоевского и вторая постановка в петербургской трилогии режиссера Валерия Фокина. Рассказывают "Новости культуры".

В свое время существовали радио- и телеверсии "Двойника", есть даже фильм Бертолуччи, в котором режиссер использует сюжетную модель этого произведения, но переносит действие в современность. Однако поэма Достоевского все же неотделима от атмосферы Петербурга, от типичных персонажей, переживающих свои внутренние драмы в пространстве одного из самых парадоксальных городов мира. Именно это близко режиссеру Фокину, ведь маршрут департаментского служащего Голядкина вполне может совпадать и с маршрутами российского зрителя – так же, как "голядкины" могут сидеть во всех. "Человек я непритязательный, блеска наружного у меня нет, человек я маленький", – говорит главный герой.

Тема двойственности, множественности человеческой натуры давно и серьезно занимает режиссера Фокина. Достаточно вспомнить его нашумевший спектакль "Арто и его двойник" с Виктором Гвоздицким. "Эта тема очень глубокая для такого художественного исследования. Она, конечно, меня волновала всегда, поскольку творческий и не только творческий человек, он всегда раздваивается. И процесс выбора, и возможность выбрать что-то со знаком плюс, а не со знаком минус, потому что это иногда оборачивается, – вообще эта проблема выбора стоит перед каждым", – убежден режиссер-постановщик спектакля Валерий Фокин.

Первую версию фокинского "Двойника" зритель увидел в 2005 году. Тогда этот спектакль был поставлен специально на Виктора Гвоздицкого. Его Голядкин напоминал изможденного тонкостью собственного устройства аристократа, выброшенного на обочину жизни злой судьбой. После ухода актера из жизни "Двойника" некоторое время не играли. Однако режиссер все же посчитал спектакль жизнеспособным и пригласил на роль Голядкина Виталия Коваленко, который раньше играл двойника главного героя.

"Для меня самое главное было в условиях ввода вытянуть какую-то сюжетную линию, для себя понять сюжет. Потому что это инсценировка по повести, и она имеет размытость ощущений, размытость психофизики. Здесь все построено на гипервосприятии", – продолжает Фокин.

"Двойник" – это синтетический спектакль, в котором вступают во взаимодействие драма, музыка, пластика, вокал. Сценарий Александра Завьялова стал ответом на рассказанный режиссером спектакль. Сценическая драматургия правит бал. Она требует расшифровки и подготовленного зрителя.

Все материалы по теме>>>