17.05.2012 | 15:49

Сборник "Школа Бориса Зона. Уроки актерского мастерства и режиссуры"

В коллективный портрет одного из крупнейших театральных педагогов ХХ века сложились материалы сборника "Школа Бориса Зона. Уроки актерского мастерства и режиссуры". Презентация книги прошла сегодня в Музее театрального и музыкального искусства при участии воспитанников этого мастера, который с 1940 года и до конца своих дней (1966) был профессором Ленинградского театрального института.

Зоновцами с гордостью называют себя Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Лев Додин, Эммануил Витогран, Наталья Тенякова, Александр Прошкин, Леонид Мозговой, Ольга Антонова. "Он не просто воспитывал - создавал нас, прекрасно понимая, что научить нельзя, можно только самому научиться, спотыкаясь, ошибаясь, падая. А его искренняя помощь была надежной подмогой, опорой, спасательным кругом. Пережив взлет и исчезновение своего театрального детища - Нового ТЮЗа, испытав на себе остракизм 1950 годов, Борис Вольфович сумел сохранить почти детскую наивность и удивительную веру в людей, в волшебство театра, которую прививал и нам - своим ученикам", - пишут авторы сборника в своем коллективном предисловии. Они вспоминают, что Георгий Товстоногов называл своего старшего коллегу "лучшим в СССР театральным педагогом".

А еще они приводят шутку Бориса Вольфовича, в которой была большая доля исторической правды: "От меня до Пушкина - всего три рукопожатия. Мне пожимал руку Станиславский, ему пожимал руку Щепкин, а Щепкину - Александр Сергеевич. Стало быть, считайте, от вас, друзья мои, - всего четыре!". Он учил по принципу: либо полная самоотдача, либо - надо уходить в другую профессию.

В книге Борис Зон предстает как один из основателей первого в стране Ленинградского ТЮЗа, празднующего в эти дни свое девяностолетие, как режиссер-постановщик первых пьес Евгения Шварца и как учитель выдающихся актеров и режиссеров, являющихся ныне гордостью отечественного искусства.

Особую ценность в книге представляют ранее не публиковавшиеся дневники мастера, дающие представление о его педагогическом методе и о внимании, которое он уделял каждому своему воспитаннику в процессе раскрытия его индивидуальности.