07.04.2008 | 12:03

Конкурс Чайковского. Пятьдесят лет назад

В эти дни, пятьдесят лет назад, в Москве начался заключительный тур первого в истории Конкурса имени Чайковского. Страсти накалились настолько, что председателю жюри Эмилю Гилельсу приходилось буквально спасаться от несогласных с его мнением слушателей. Те, кто не прошел в финал, терпеливо ожидали исхода борьбы. Чем для музыкантов оборачивается поражение в конкурсе? Рассказывают "Новости культуры".

Пианист Андрей Коробейников знает, что помогает несчастье, если не бывает счастья. На последнем Конкурсе Чайковского жюри во главе с Николаем Петровым остановило выступление Андрея во время второго тура. Тем самым 21-летнему конкурсанту были обеспечены полные залы, горы писем поклонниц и признание мэтров. "Как оказалось, эта самая ситуация, аналогов которой не было, сыграла мне на руку. Потому что уже во время конкурса ректор консерватории встал на мою сторону", – рассказывает Андрей.

Коробейников, который к тому времени был занят написанием диссертации на тему о защите прав артистов-исполнителей, оставил юриспруденцию. Ему просто было некогда, ведь исполнитель давал пятьдесят концертов в год и прослыл "вторым Султановым". Хотя быть вторым немного обидно. Тем более, что самого Алексея Султанова в третий тур не пропустили. Как считает Коробейников, это было необъективно.

Это была одна из самых драматичных историй конкурса. В 1986 году Алексей Султанов, готовясь к Конкурсу Чайковского, прищемил палец крышкой рояля. Первые два тура он играл с обезболивающими уколами. Чуть позже Султанов получил первую премию Конкурса Клайберна в Соединенных Штатах, отыграл множество концертов за рубежом и, наконец, его мечта исполнилась. Он выиграл на Конкурсе Чайковского и нашел своего российского слушателя. В 1994 году он совершил еще одну попытка, но она снова обернулась неудачей. Это стало для Султанова настоящей трагедией. Рассказать об этом Алексей уже не сможет. Три года назад он умер.

Сейчас неучастие в третьем туре – обычное дело, считает еще один участник последнего Конкурса Чайковского Сергей Кузнецов. Впрочем, это понимание пришло к нему только после участия в двенадцати состязаниях мирового уровня. "Я знал, что такое бывает, что это часть игры. Можешь пройти, а можешь и нет", – говорит музыкант. Сергей не прошел, но уже на следующий день после объявления результатов второго тура он улетел с концертом в другой город и принял решение больше не участвовать в конкурсах – чтобы не испытывать фортуну и девиз членов жюри. "Конкурента лучше всего снять в первом туре, пока еще публика в нем не разобралась. Во втором туре будет уже сложно – публика поймет его", – говорит член Оргкомитета Конкурса имени Чайковского Олег Скородумов.

конкурсанты дополняют: основная задача жюри – это вовремя найти и обезвредить. Они смеются и верят, что с ними все будет по-другому.

Все материалы о Конкурсе Чайковского>>>